Долгожитель
Vadson вне форума
Регистрация: 27.10.2007
Сообщений: 4,096
|
Цитата:
Митинги и экономика: чего не видят протестующие
На фоне абстрактно-наивно-безответственных и экономически бессодержательных речей митинговых ораторов правительство предложило во многом здравые соображения «налогового маневра». Их можно обсуждать, безусловно, нужно развивать, но и так «номер построен на контрасте». Ведь об экономической стороне абсолютного большинства оппозиционных благоглупостей и сказать нечего. Есть главный лозунг: «Долой!». А затем всем обещается финансировать что-то хорошее, но стыдливо умалчивается, что денег на это нет. Значит, для реализации оппозиционных программ придется повышать налоги. Однако, и в соображениях правительства рассматривается лишь часть главных проблем в сфере налогообложения. Пока сформировалось лишь понимание того, что в данной области есть большие резервы для содействия ускорению развития страны, и необходимости что-то делать.
Проблема: государство и налогоплательщики. В цифрах схема отношений государства с налогоплательщиками в России может быть описана примерно так: около 80% собираемых налогов выплачивается юридическими лицами и лишь 20% – физическими. В развитых странах наоборот: 70–80% налогов выплачивают граждане и лишь 20–30% – компании. В такой организации налоговой системы заложен глубокий смысл. Граждане гораздо осмысленнее относятся к ситуации с налогами. Любой призыв к увеличению государственных расходов, например, повышение зарплат, выплачиваемых из бюджета, немедленно проецируется на себя: а сколько дополнительных налогов с меня соберут?
Налоги везде (и в России, в том числе) составляют примерно 80–90% государственных доходов. Значит, любое увеличение государственных расходов влечет за собой увеличение налогового бремени. Других источников доходов у государства почти нет. Граждане, помните: когда вы слышите, что государство будет что-то поддерживать, куда-то инвестировать, кому-то помогать и так далее, то деньги оно возьмет у вас – через налоги. Вот только в России это до сих пор маскируется сохранением «гримасы социализма»: налоги, в основном, платят юридические лица. В этом тоже заключен глубокий смысл: гораздо легче вводить народ в заблуждение, рассказывая сказки о нашем низком налогообложении. Представьте две разные ситуации: нашу и западную. На Западе человек получает деньги и потом сам платит налоги. В такой ситуации он видит, что компания ему зачислила $2000, а затем он $800 выплатил налогов. Осталось $1200. И любое увеличение бюджетных расходов человек сразу четко ощущает на себе. Поэтому его активность в строительстве гражданского общества имеет ясно видимую экономическую составляющую. Если я голосую за увеличение государственных затрат, значит, я готов расстаться еще с $200 и получить, в итоге, уже только $1000.
Теперь вспомним как в России. Человек получает эту самую $1000 и понятия не имеет, сколько денег у него уже отобрало государство. В лучшем случае он знает про «очень низкий» подоходный налог в 13%. А на самом деле, чтобы выдать человеку $1000, работодатель должен кроме тех самых 13% подоходного заплатить еще много разных налогов. Прежде всего, страховые взносы (по своей сути – бывший ЕСН) – 34%. Вот уже получилось почти $1500. Не будем забывать, что в ходе ведения бизнеса кроме зарплатных налогов работодатель отдает налог на прибыль, на имущество, НДС и ряд других. В общем, для выплаты тысячи долларов он тратит не меньше $1600.
Но обычный человек этого не видит. Он получает свою $1000 и не знает, что еще почти столько же отобрало российское государство. Человек ругает работодателя за малую зарплату и голосует за мудрую власть, при которой государство о нем постоянно заботится: непрерывно создает для этого новые чиновничьи конторы, расширяет существующие, неуклонно повышает зарплаты бесчисленным бюджетникам и увеличивает государственные расходы. В тени остается, что деньги для этого в большом количестве отбираются у работающих.
Кому выгоден такой порядок налогообложения? Такой, что позволяет все недовольство низкими зарплатами направлять на работодателей? Специалисты много лет говорят о необходимости изменения акцентов в налогообложении с юридических лиц на физические. Пока безрезультатно. «Трудно заставить человека понять что-то, если его зарплата зависит от непонимания этого», – сказал классик. Государство по-прежнему изымает у всех огромные суммы, но это остается за кадром. Такой порядок удобен бесконтрольному госаппарату. А общество не готово поставить его под контроль.
Потому государственная пропаганда охотно говорит об ответственности бизнеса за обеспечение достойных доходов граждан. При этом мысль о перераспределении налогового бремени в соответствии с общемировой практикой стыдливо замалчивается. А то, не дай бог, граждане увидят, сколько денег у них изымается налогами, и потребуют ответа, зачем так много и как они расходуются. За последние 10 с лишним лет снижения налогового бремени почти не происходило: исключение – введение плоской 13%-ной шкалы подоходного налога. Наоборот, налоговый гнет с 2012 года усиливается ростом страховых выплат с зарплат, которые превышают примерно 60 000 руб. в месяц. Налоговое угнетение бизнеса, безусловно, сказывалось и сказывается и на гражданах. Общая налоговая нагрузка высока и заметно тормозит наше развитие.
Конфликт объективен: бизнесу налоги всегда высоки; чем меньше, тем лучше. Позиция государства противоположна. Сближение позиций бизнеса и государства необходимо для стабильности в развитии страны. Но оно может быть достигнуто только при активных действиях бизнеса. Чем серьезнее был бы настрой бизнеса и проводимые именно им акции, тем больше шансов на сближение с государством по этим вопросам. Пока же на митингах тон задают совсем иные силы.
Снижение налогов оставит в распоряжении компаний больше средств для инвестиций: безусловно, они могут более эффективно распорядиться своими деньгами, чем государство. Однако, если снижение налогов не будет сопровождаться сокращением расходов, их придется финансировать другими, еще худшими для делового климата источников. Налоги – при заданном уровне госрасходов – пожалуй, наименьшее зло по сравнению с денежной эмиссией или обширными займам. Поэтому начинать надо с сокращения расходов, а не доходов бюджета.
Снизить налоги легче, чем преодолеть интересы, стоящие за статьями государственных расходов. Но снижение налогов без сокращения расходов – очень рискованно. Падение мировых цен на нефть в 2008-м могло бы вернуть Россию в 1990-е годы и ввергнуть в хаос, если бы не макроэкономическая политика в предыдущие годы – выплаченные долги и накопленные резервы. Сейчас ситуация получше, но не намного.
«Налоговый маневр» и состояние общества. Высказанная премьером идея налогового маневра разумна, налогообложение бизнеса в России уже на запредельной высоте. Но как это получится? Не только во власти, но и в общественно-политической жизни у нас хорошо структурированы и организованно представлены только интересы бюджетополучателей, но никак не бюджетонаполнителей. Поэтому формула, что самый большой европеец в России – правительство, оказывается справедлива и тут.
Посмотрите программы всех политических партий. Они все левые! А самой правой оказывается «Единая Россия» (ЕР). По общемировым стандартам ЕР, конечно, партия левоцентристская. Но остальные-то у нас заведомо еще более левые. Они формулируют и артикулируют вполне левые лозунги: повысить социальные пособия, минимальную оплату труда, социальную защищенность вообще. Иногда еще демагогически добавляют: все профинансируем, а налоговое бремя понизим. Понимают ведь, что абсолютное большинство людей не дозрело до простого вопроса: а где деньги возьмете? А кто спросит, так по-большевистски прямо ответят: «Богатых потрясем». Увы, интеллектуалы, как и сто лет назад, не любят неудобных вопросов. Предпочитают простые ответы: «Долой! (Столыпина, царя, премьер-министра), а там все само наладится!» Можно, конечно, как страусы прятать головы от реальных проблем, только пол-то бетонный.
Революционные потрясения не происходят, когда все борются за выживания или мрут от голода, как в сегодняшнем Сомали. Нет, революции происходят после нескольких десятилетий экономического развития (в России – в 1861-1913 и 1991-2011 годах, в Египте – в 1980-2010 годах). Стремительное развитие неизбежно порождает неравенство, а ждать 20–30 лет, пока разрыв не начнет эволюционно снижаться, людям не хочется. Вот здесь и наступает время крика «Долой»! и «Грабь награбленное»! В результате революционной эйфории к власти обычно приходят политически и экономически совсем безответственные силы. Разумеется, действующие власти в таких случаях тоже мягко скажем, не безгрешны. Но то, что их сметает в революционном порыве, оказывается гораздо хуже: современный Египет и другие герои «арабской весны», похоже, тому наглядное подтверждение.
|
Задрал форум своими органичениями:(
итак времеи нет, так он ещё ворует вреамя
|