Постоялец
lsmod вне форума
Регистрация: 18.12.2007
Сообщений: 1,239
|
http://citkit.ru/articles/1355/3.html
Продолжение.
Цитата:
Копирайт крепчает — XIX век
Одно из самых забавных событий, связанных с копирайтом, произошло в США в 1814 году. Один архивист решил опубликовать письма другого человека, а суд запретил ему это делать.
Казалось бы, что тут такого необычного. Но есть один нюанс. Дело в том, что человека, письма которого наш герой собирался опубликовать, звали Джордж Вашингтон и он был первым президентом США. То есть, все, что имеет отношение к этой личности, имеет не частное, а общественное значение. Каждый хочет знать историю своей страны не понаслышке, а из первоисточников.
И вот тут как раз прозвучал первый звоночек. Оказалось, что копирайт не только защищает права авторов и издателей. Он способен закрыть доступ к информации, имеющей историческое значение.
В 1853 году "отожгла" писательница Гарриет Бичер-Стоу, подав в суд на издателя. который самовольно перевел ее "Хижину дяди Тома" на немецкий язык. Мол, гуманизм гуманизмом, а денежки врозь. Правда, суд решил, что перевод и копирование — не одно и то же, и она ушла ни с чем.
В глобальном смысле, 19 век славен всего одним событием. В 1886 году была подписана Бернская Конвенция — первое международное соглашение о защите авторских прав. Именно тогда появился принцип, который не утратил силу до сих пор (и вряд ли когда-нибудь утратит) — интеллектуальный продукт попадает под действие защищающего его закона автоматически и не требует никакой дополнительной регистрации.
Авторское право приобрело международный статус. Правда, среди подписантов не было двух стран — США и России. И тому были свои причины, правда, у каждого свои.
США сперва решила поступить мудро, трезво оценивая свой творческий потенциал. В случае присоединения к Конвенции поток денег из страны был бы намного выше, чем обратно (напомню, что тогда у США еще не было Хэмингуэя).
В результате американские издатели печатали "Властелина Колец" совершенно бесплатно, не платя профессору ни цента. Но у палки оказалось два конца.
Местные писатели оказались очень недовольны. Ведь при изобилии дешевой европейской литературы их произведения никто не хотел покупать. Поэтому, по их настоятельному требованию в 1891 году США все-таки заключили отдельный международный договор о защите авторских прав.
Это, кстати, прекрасно иллюстрирует условность юриспруденции. Американские законодатели это понимают и единственным критерием "правильности" закона считают пользу для их собственной страны, а не интересы мифического мирового сообщества. Вот бы нашим у них поучиться хотя бы в этом.
Общемировой итог 19 века выглядит следующим образом. Копирайт распространяется уже не только на книги, но и на нотные записи, фотографии и музыкальные произведения. То есть охватывает все, что в принципе можно копировать.
А что же Россия? Продолжает идти третьим путем, не обращая ни на кого внимания. В начале 19 века была создана специальная комиссия, которая после 6 лет работы разродилась положением, в котором были сформулированы принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения.
А первый российский закон, в котором упоминалось авторское право был принят только в 1828 году. Причем сам закон назывался "Цензурный устав", а интересующему нас вопросу там была посвящена всего одна глава "О сочинителях и издателях книг". Наши предки особо не стали морочить себе голову и постановили, что автор или переводчик наделяется пожизненным исключительным правом распоряжаться своим произведением. Наследники пользовались теми же правами в течении 25 лет (потом этот срок был увеличен на десять лет).
Буквально через два года был принят еще один закон — "Положение о правах сочинителей". В нем вводилась ответственность за нарушение авторских прав. Так что, "пиратов" на Руси не особо жаловали.
Начиная с 70-х годов 19 века в России стали создаваться авторские общества, которые ставили своей целью в том числе и защиту прав своих членов. Первыми организовались драматурги — по инициативе А.Н. Островского было учреждено "Собрание русских драматических писателей". Затем к нему присоединились композиторы и союз был переименован в "Общество русских драматических писателей и композиторов". Эта ассоциация распоряжалась правами своих членов на коллективной основе, что лишний раз доказывает любовь русских людей к различного рода кучкованиям.
Впрочем, в 1904 году единый коллектив разругался и распался на две самостоятельные части: Московское общество драматических писателей и композиторов и ДрамСоюз, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Две столицы, однако — тут уж медицина бессильна. Помирить творческих людей смогла только советская власть в 1930 году.
|
Продолжение и окончание следует...
__________________
to compile a compiler, you need a compiler
Последний раз редактировалось lsmod, 20.05.2009 в 12:38.
|