Показать сообщение отдельно

Старый 20.05.2009, 12:36   #4
lsmod
Постоялец
 
Аватар для lsmod
 
lsmod вне форума
Регистрация: 18.12.2007
Сообщений: 1,239
lsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутацию
По умолчанию

http://citkit.ru/articles/1355/3.html

Продолжение.
Цитата:
Копирайт крепчает — XIX век

Одно из самых забавных событий, связанных с копирайтом, произошло в США в 1814 году. Один архивист решил опубликовать письма другого человека, а суд запретил ему это делать.

Казалось бы, что тут такого необычного. Но есть один нюанс. Дело в том, что человека, письма которого наш герой собирался опубликовать, звали Джордж Вашингтон и он был первым президентом США. То есть, все, что имеет отношение к этой личности, имеет не частное, а общественное значение. Каждый хочет знать историю своей страны не понаслышке, а из первоисточников.

И вот тут как раз прозвучал первый звоночек. Оказалось, что копирайт не только защищает права авторов и издателей. Он способен закрыть доступ к информации, имеющей историческое значение.

В 1853 году "отожгла" писательница Гарриет Бичер-Стоу, подав в суд на издателя. который самовольно перевел ее "Хижину дяди Тома" на немецкий язык. Мол, гуманизм гуманизмом, а денежки врозь. Правда, суд решил, что перевод и копирование — не одно и то же, и она ушла ни с чем.

В глобальном смысле, 19 век славен всего одним событием. В 1886 году была подписана Бернская Конвенция — первое международное соглашение о защите авторских прав. Именно тогда появился принцип, который не утратил силу до сих пор (и вряд ли когда-нибудь утратит) — интеллектуальный продукт попадает под действие защищающего его закона автоматически и не требует никакой дополнительной регистрации.

Авторское право приобрело международный статус. Правда, среди подписантов не было двух стран — США и России. И тому были свои причины, правда, у каждого свои.

США сперва решила поступить мудро, трезво оценивая свой творческий потенциал. В случае присоединения к Конвенции поток денег из страны был бы намного выше, чем обратно (напомню, что тогда у США еще не было Хэмингуэя).

В результате американские издатели печатали "Властелина Колец" совершенно бесплатно, не платя профессору ни цента. Но у палки оказалось два конца.

Местные писатели оказались очень недовольны. Ведь при изобилии дешевой европейской литературы их произведения никто не хотел покупать. Поэтому, по их настоятельному требованию в 1891 году США все-таки заключили отдельный международный договор о защите авторских прав.

Это, кстати, прекрасно иллюстрирует условность юриспруденции. Американские законодатели это понимают и единственным критерием "правильности" закона считают пользу для их собственной страны, а не интересы мифического мирового сообщества. Вот бы нашим у них поучиться хотя бы в этом.

Общемировой итог 19 века выглядит следующим образом. Копирайт распространяется уже не только на книги, но и на нотные записи, фотографии и музыкальные произведения. То есть охватывает все, что в принципе можно копировать.

А что же Россия? Продолжает идти третьим путем, не обращая ни на кого внимания. В начале 19 века была создана специальная комиссия, которая после 6 лет работы разродилась положением, в котором были сформулированы принципы и нормы оплаты авторского вознаграждения.

А первый российский закон, в котором упоминалось авторское право был принят только в 1828 году. Причем сам закон назывался "Цензурный устав", а интересующему нас вопросу там была посвящена всего одна глава "О сочинителях и издателях книг". Наши предки особо не стали морочить себе голову и постановили, что автор или переводчик наделяется пожизненным исключительным правом распоряжаться своим произведением. Наследники пользовались теми же правами в течении 25 лет (потом этот срок был увеличен на десять лет).

Буквально через два года был принят еще один закон — "Положение о правах сочинителей". В нем вводилась ответственность за нарушение авторских прав. Так что, "пиратов" на Руси не особо жаловали.

Начиная с 70-х годов 19 века в России стали создаваться авторские общества, которые ставили своей целью в том числе и защиту прав своих членов. Первыми организовались драматурги — по инициативе А.Н. Островского было учреждено "Собрание русских драматических писателей". Затем к нему присоединились композиторы и союз был переименован в "Общество русских драматических писателей и композиторов". Эта ассоциация распоряжалась правами своих членов на коллективной основе, что лишний раз доказывает любовь русских людей к различного рода кучкованиям.

Впрочем, в 1904 году единый коллектив разругался и распался на две самостоятельные части: Московское общество драматических писателей и композиторов и ДрамСоюз, центр которого находится в Санкт-Петербурге. Две столицы, однако — тут уж медицина бессильна. Помирить творческих людей смогла только советская власть в 1930 году.
Продолжение и окончание следует...
__________________
to compile a compiler, you need a compiler

Последний раз редактировалось lsmod, 20.05.2009 в 12:38.
  Ответить с цитированием