Показать сообщение отдельно

Старый 20.05.2009, 12:34   #3
lsmod
Постоялец
 
Аватар для lsmod
 
lsmod вне форума
Регистрация: 18.12.2007
Сообщений: 1,239
lsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутациюlsmod имеет наиславнейшую репутацию
По умолчанию

http://citkit.ru/articles/1355/2.html

Продолжение...
Цитата:
Прошу понять меня правильно — я вовсе не идеализирую английскую демократию и не считаю, что с какого-то момента парламент стал защищать интересы народа, а не правящего класса. Просто господа депутаты понимали, что есть некая грань, переступать через которую нельзя, поскольку вся система может пойти вразнос. А если кто-то из "своих" начнет зарываться, то следует дать ему укорот. Кстати, для его же пользы.

Поскольку атака в лоб не удалась, книготорговцы решили пойти в обход. Метод был выбран достаточно простой — найти лазейку в законе. Обнаружилась она достаточно быстро — авторское право не соответствовало общему, согласно которому чужая собственность была неприкосновенна. И в бой вступили юристы, хорошо подвешенный язык которых мог убедительно доказать, что корова — это просто большая коза.

После этого справедливый и беспристрастный английский суд постановил, что что хотя по Статуту Анны срок копирайта истек, общее право продолжает его защищать. Простой и незатейливый ум понимает, что что-то тут не так, но юриспруденция — штука тонкая.

И тогда в игру вступил человек, которого с полным на то основанием можно считать одним из первых "пиратов". Звали его Александр Дональдсон и был он шотландец.

Александр Доналдсон вырос и жил в провинции и был весьма далек от юридических изысков. Он принадлежал к той породе людей, которая сочетает в себе образованность и простоту. Даже все юристы вместе взятые не смогли бы убедить его в том, что черное иногда может быть белым и наоборот. Скорее всего, он просто послал бы их к чертовой бабушке, не вдаваясь в изящество риторики и изысканность аргументации.

Занимался он весьма полезным для общества делом — издавал книги, срок копирайта которых вышел. Разумеется, на таком деле больших капиталов не наживешь, но стабильный доход оно гарантирует. К тому же, подобные люди быстро притягивают к себе других образованных (и не очень богатых) людей.

Столичные книготорговцы первым делом попытались прикрыть его дело. Но говорят, что шотландцы — народ упрямый. Вместо того, чтобы уступить силе, г-н Доналдсон пошел на принцип. Он переехал в Лондон и начал сбивать цены на книжном рынке, продолжая издавать то, на что уже не распространяется копирайт.

Причем, оказалось, что он был не только упрямым, но и бережливым. Когда крупные игроки рынка подали на него в суд, у него нашлись деньги на хороших адвокатов, и он выиграл процесс.

Это историческое событие произошло в 1774 году, и именно тогда официально родился термин "общественное достояние". Простые англичане были рады такому итогу, и решение суда было встречено настолько бурно, что в ряде городов начались народные гуляния с фейерверками.

Сторонники копирайта, конечно, не опустили руки, а просто сменили тактику. В ход пошло другое оружие — PR. Газеты писали о том, что многие люди остались без гроша, поскольку раньше продали все, чтобы купить право на изготовление копии. Они надеялись, что такое выгодное вложение позволит им безбедно существовать в статусе рантье.

Но телевидения в те времена еще не было, а промыть мозги при помощи печатного слова значительно сложней. В конце концов, дело-то житейское. Мечтал о вечной халяве, а в результате остался ни с чем. Сколько таких было, сколько таких будет. И мир от этого не перевернулся.

Зато теперь писатели и читатели не зависели от настроения книгоиздателя. Литература стала относительно свободной, что явно пошло на пользу обществу. Копирайт при этом, естественно, никуда не делся, но хотя бы был поставлен в определенные рамки.

Пока на острове кипели копирайтные страсти, континентальная Европа жила более-менее спокойно. Во Франции первое общество по охране авторских прав было создано только в 1777 году известным драматургом Бомарше. Причем, французская модель (droit d’auteur — право автора) радикально отличалась от английской (copyright — право копирования) прежде всего тем, то основной упор делался на защиту неимущественных прав автора. По всей видимости, творческой интеллигенции в материальном плане там и так жилось неплохо.

Но идиллия продолжалась недолго. Великая Французская революция 1789 года отменила все прежние законы. Правда, свято место пусто не бывает, и вскоре было принято два декрета — о праве публичного представления произведения и о праве на воспроизведение.

Первый закреплял за автором драматических произведений (проще говоря — пьеса для театра) право на публичное представление в течение всей жизни, которое передавалось наследникам сроком на пять лет. Второй давал всем авторам (писателям, композиторам и художникам) исключительное право распространять свои произведения в течении всей жизни. Наследники получили уже десять лет на то, чтобы распоряжаться тем, что досталось от предков.

Важно понимать, что согласно континентальной модели, принятой во Франции и Германии, личные права автора сохраняются за ним независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Таким образом, права создателя произведения и имущественные права на него были как бы разделены, что по большому счету вполне справедливо.

Россия, как водится, пошла третьим путем. В частности, авторское вознаграждение могло выплачиваться как в виде жалования, так и в виде единовременного вознаграждения. Случались и курьезные вещи. Например, в 1803 году приказом Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина автору музыки для постановок "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и "Суд царя Соломона" генерал-майору Титову предоставили в театре ложу на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно. Кстати, весьма элегантное решение, которое нам не мешало бы перенять у предков.

За океаном особо не оригинальничали, приняв в 1790 году закон, очень похожий на статут Анны. Согласно ему, автор произведения обладает полными правами на него в течении 14 лет и может продлить его на тот же срок. Регистрацию производят местные суды, так что особой волокиты в этом деле не было.

Кстати, американцы относились к авторскому праву весьма патетически. Например, в законе штата Массачусетс 1989 года оно называлось самым священным видом собственности.
Продолжение следует...
__________________
to compile a compiler, you need a compiler
  Ответить с цитированием