Постоялец
lsmod вне форума
Регистрация: 18.12.2007
Сообщений: 1,239
|
http://citkit.ru/articles/1355/2.html
Продолжение...
Цитата:
Прошу понять меня правильно — я вовсе не идеализирую английскую демократию и не считаю, что с какого-то момента парламент стал защищать интересы народа, а не правящего класса. Просто господа депутаты понимали, что есть некая грань, переступать через которую нельзя, поскольку вся система может пойти вразнос. А если кто-то из "своих" начнет зарываться, то следует дать ему укорот. Кстати, для его же пользы.
Поскольку атака в лоб не удалась, книготорговцы решили пойти в обход. Метод был выбран достаточно простой — найти лазейку в законе. Обнаружилась она достаточно быстро — авторское право не соответствовало общему, согласно которому чужая собственность была неприкосновенна. И в бой вступили юристы, хорошо подвешенный язык которых мог убедительно доказать, что корова — это просто большая коза.
После этого справедливый и беспристрастный английский суд постановил, что что хотя по Статуту Анны срок копирайта истек, общее право продолжает его защищать. Простой и незатейливый ум понимает, что что-то тут не так, но юриспруденция — штука тонкая.
И тогда в игру вступил человек, которого с полным на то основанием можно считать одним из первых "пиратов". Звали его Александр Дональдсон и был он шотландец.
Александр Доналдсон вырос и жил в провинции и был весьма далек от юридических изысков. Он принадлежал к той породе людей, которая сочетает в себе образованность и простоту. Даже все юристы вместе взятые не смогли бы убедить его в том, что черное иногда может быть белым и наоборот. Скорее всего, он просто послал бы их к чертовой бабушке, не вдаваясь в изящество риторики и изысканность аргументации.
Занимался он весьма полезным для общества делом — издавал книги, срок копирайта которых вышел. Разумеется, на таком деле больших капиталов не наживешь, но стабильный доход оно гарантирует. К тому же, подобные люди быстро притягивают к себе других образованных (и не очень богатых) людей.
Столичные книготорговцы первым делом попытались прикрыть его дело. Но говорят, что шотландцы — народ упрямый. Вместо того, чтобы уступить силе, г-н Доналдсон пошел на принцип. Он переехал в Лондон и начал сбивать цены на книжном рынке, продолжая издавать то, на что уже не распространяется копирайт.
Причем, оказалось, что он был не только упрямым, но и бережливым. Когда крупные игроки рынка подали на него в суд, у него нашлись деньги на хороших адвокатов, и он выиграл процесс.
Это историческое событие произошло в 1774 году, и именно тогда официально родился термин "общественное достояние". Простые англичане были рады такому итогу, и решение суда было встречено настолько бурно, что в ряде городов начались народные гуляния с фейерверками.
Сторонники копирайта, конечно, не опустили руки, а просто сменили тактику. В ход пошло другое оружие — PR. Газеты писали о том, что многие люди остались без гроша, поскольку раньше продали все, чтобы купить право на изготовление копии. Они надеялись, что такое выгодное вложение позволит им безбедно существовать в статусе рантье.
Но телевидения в те времена еще не было, а промыть мозги при помощи печатного слова значительно сложней. В конце концов, дело-то житейское. Мечтал о вечной халяве, а в результате остался ни с чем. Сколько таких было, сколько таких будет. И мир от этого не перевернулся.
Зато теперь писатели и читатели не зависели от настроения книгоиздателя. Литература стала относительно свободной, что явно пошло на пользу обществу. Копирайт при этом, естественно, никуда не делся, но хотя бы был поставлен в определенные рамки.
Пока на острове кипели копирайтные страсти, континентальная Европа жила более-менее спокойно. Во Франции первое общество по охране авторских прав было создано только в 1777 году известным драматургом Бомарше. Причем, французская модель (droit d’auteur — право автора) радикально отличалась от английской (copyright — право копирования) прежде всего тем, то основной упор делался на защиту неимущественных прав автора. По всей видимости, творческой интеллигенции в материальном плане там и так жилось неплохо.
Но идиллия продолжалась недолго. Великая Французская революция 1789 года отменила все прежние законы. Правда, свято место пусто не бывает, и вскоре было принято два декрета — о праве публичного представления произведения и о праве на воспроизведение.
Первый закреплял за автором драматических произведений (проще говоря — пьеса для театра) право на публичное представление в течение всей жизни, которое передавалось наследникам сроком на пять лет. Второй давал всем авторам (писателям, композиторам и художникам) исключительное право распространять свои произведения в течении всей жизни. Наследники получили уже десять лет на то, чтобы распоряжаться тем, что досталось от предков.
Важно понимать, что согласно континентальной модели, принятой во Франции и Германии, личные права автора сохраняются за ним независимо от того, кто и на каком основании в данный момент обладает правом использования произведения. Таким образом, права создателя произведения и имущественные права на него были как бы разделены, что по большому счету вполне справедливо.
Россия, как водится, пошла третьим путем. В частности, авторское вознаграждение могло выплачиваться как в виде жалования, так и в виде единовременного вознаграждения. Случались и курьезные вещи. Например, в 1803 году приказом Главного директора Императорских театров А.А. Нарышкина автору музыки для постановок "Андромеда и Персей", "Цирцея и Улисс" и "Суд царя Соломона" генерал-майору Титову предоставили в театре ложу на пятьдесят русских и французских спектаклей бесплатно. Кстати, весьма элегантное решение, которое нам не мешало бы перенять у предков.
За океаном особо не оригинальничали, приняв в 1790 году закон, очень похожий на статут Анны. Согласно ему, автор произведения обладает полными правами на него в течении 14 лет и может продлить его на тот же срок. Регистрацию производят местные суды, так что особой волокиты в этом деле не было.
Кстати, американцы относились к авторскому праву весьма патетически. Например, в законе штата Массачусетс 1989 года оно называлось самым священным видом собственности.
|
Продолжение следует...
__________________
to compile a compiler, you need a compiler
|