PDA

Просмотр полной версии : Оцифровка VHS, советы


Виктор
25.02.2007, 00:52
Достаю старую запылившуяся школьную кассету (10 лет прошло, а качество у магнитной ленты ведь не вечно! запись оставляет желать лучшего, да и видеомагнитофон запылившийся кое как нашел. Ну ладно приступим:

Для качественной оцифровки VHS кассеты вам понадобится:
1. Видеомагнитофон (или VHS камера) с выходом тюльпан AV/OUT с качественным джэком.
2. DV-камера с DV-интерфейсом (IEEE1394 firewire)
3. Винчестер желательно SATA 7200об/мин 40Gb свободного пространства на 3 часа проигрывания.
4. Pinnacle Studio 9
5. VirtualDub-MPEGII v1.6.11 (наиболее стабильная версия)

Подключаем "видик" к цифровой камере в разъем AV/INOUT. Вынимаем кассету с камеры, чтобы при оцифровке он не начал его проигрывать, а брал с аналогового потока. Ставим режим VCR. Подключаем камеру к компу посредством DV (иначе жертвуете качеством).
Открываем Pinacle - Установить диск для захвата - желательно отдельный диск или раздел от загрузочного диска. Убедимся еще раз что есть свободное место.
В настройках захвата везде ставим источник Звук и видео DV-камера. Компрессию убираем, ставим прямой цифровой поток. Жмём захват на минуту. Проверяем. Если все правильно жмем окончательно "захват" ждите всю кассету. Вовремя записи винчестер и проц лучше не беспокоить. В итого получаем офигенно большой файл, проигрываем проверяем с помощью поточного проигрывателя ( к примеру lightalloy легко с этим справляется).

В любительских записях присутствуют две вещи, пагубно влияющие на возможность сохранить фильм в цифровом виде. Во-первых, это помехи аналогового носителя, т.е. видеопленки. Они проявляются в виде мелких точек или сеточки (то же самое бывает при записи с телевизионного эфира). Вторая проблема - дрожание рук снимающего. Как бы оператор ни старался, естественных колебаний положения камеры не избежать, что приводит к постоянным сдвигам изображения на одну-две строки влево-вправо и вверх-вниз. Это незаметно при просмотре видеозаписи по телевизору, но серьезно мешает оцифровке со сжатием.
Оба упомянутых фактора увеличивают количество отличий между кадрами, а когда их слишком много, это либо вообще не позволяет воспользоваться списком отличий, либо данный список настолько разбухает, что становится почти равным полной записи всех кадров.

Открываем VirtualDub выбираем файл. Устанавливаем эффекты.
deinterlace (даже если фильм аппаратно уже записан с деинтерлайсигном). Это несколько уменьшит резкость (что дело поправимое), но одновременно и уменьшит практически вдвое интенсивность этих помех. Опцию деинтерлайсинга выбираем самую первую из списка (best quality). В VD это действительно лучший метод, практически все «сторонние» фильтры, включая “smart…” делают это хуже.
Вторым пунктом выбираем null transform. Даже если фильм оцифрован в требуемый размер, реально при записи с кассет снизу (иногда и сверху) несколько строк "мелькают", а справа и слева часто появляется полоски с искаженными цветами. Если фильм широкоэкранный, то сверху и снизу широкие черные полосы (на кодирование которых пойдут драгоценные байты) – поэтому все это нужно отрезать. Сначала – устанавливаете этот фильтр, потом кнопочкой cropping открываете окно обрезки, отрезаете все лишнее. На этом этапе требуемая компрессором кратность 16 у размеров по горизонтали и вертикали не требуется! Какие размеры получатся – такие и хорошо.
Третьим этапом будет формирование «приличной» картинки. Видеозапись (в особенности «несвежая» как правило имеет кучу мелких дефектов (ну а если фильм цифровался через DV-вход, их число добавляется), связанных с зернистостью изображения. Соседние строки кадра (а при DV-записи – и соседние точки по горизонтали) имеют различную яркость и цветовую насыщенность. Как правило, при просмотре это не сильно заметно, но в «стоп-кадре» зерно становится различимо «невооруженным взглядом». Мало того, что это зерно все-таки на подсознательном уровне раздражает при просмотре, оно еще существенно увеличивает объем данных для своего кодирования при рендеринге (сжатии в mpeg-4, неважно в DivX, XviD или что-то еще) и либо требует существенно большего объема при постоянном качестве, либо (что чаще) ухудшает общее качество рипа при фиксированном объеме. Поэтому зерно крайне желательно убрать. Для этого рекомендуется использовать великолепный фильтр под названием smart smoother HiQuality Клауса Поста (Klaus Post). Это – дополнительный фильтр, его нужно скачать и установить отдельно (http://neuron2.net/hiq/smoothhiq_211_athlon.zip)!
Для цветных фильмов целесообразно установить для этого фильтра следующие параметры.
Выбрать опцию Weighted average для достаточно «ровных» фильмов или Average pixels – для сильно «грязных» (если исходная кинопленка была сильно царапанной). Diametr выбрать 5 (7 – для совсем зернистых фильмов), Threshold – 50, Maintain Diffweigth – 25 (последние два параметра не меняются для Average Pixels опции). Установить опцию Weighted with difference (это будет «выравнивать» только близкие по насыщенности участки и не затронет границы объектов в кадре). Если видак выдал сине-зелено-розовые полосы (цвет на кассете уже «поплыл», то дополнительно отчекать опцию Check grayscale. В принципе, последняя опция всегда полезна при обработке VHS-фильмов, поскольку смежные строки в кадре все равно несколько отличаются по цветам.
Эти опции указаны для стандартных VHS-рипов, они подходят достаточно хорошо для большинства свежеоцифрованных фильмов. Если есть желание добиться оптимума, читайте описание фильтра (только на англицком, к сожалению).
NB. Если фильм – черно-белый, то ДО “smart smoother’a” нужно включить стандартный фильтр VD “gray scale” – фильм перекодируется в черно-белый и все прочие фильтры будут работать ГОРАЗДО быстрее (и качественнее).
Далее..

El_D
25.02.2007, 08:25
Можно оцифровывать дабом

http://album.ya1.ru/photos/18802.jpg

Виктор
25.02.2007, 11:53
Даб не предназначен для захвата, его предназначение в нелинейной обработке видео, в сжатии.
ViPl, стоило ли цитировать весь текст что спросить такое (модераторам стереть пост)
своё, + описание фильтров не помню откуда.

BAH
25.02.2007, 12:00
Тоже самое можно проделать и без DV-камеры.Нужны только либо тв-тюнер,либо видеокарта с VIVO,либо карточка для видеозахвата и монтажа от канопус или пинакл(лучший вариант).
З.Ы.А даб вполне ничего и захватывать может ;)

Виктор
25.02.2007, 12:04
Далее...
После выравнивания картинки нужно установить желаемый размер фильма встроенным фильтром resize.
Обращаю особое внимание – размер нужно выбирать исходя из собственных потребностей в прекрасном (с ограничением на кратность сторон 16-ти), а не соотносить с размерами на отрезы от исходного. В качестве базы рекомендуется использовать размер по горизонтали 640 – для отличного качества фильмов (520 – для средненького), а размер по вертикали выбирать исходя из пропорциональности человечьих лиц в основном (ну и прочих легкоузнаваемых объектов в кадре). Современные алгоритмы масштабирования картинок делают это масштабирование очень хорошо и практически без потерь качества. Добавлять черные поля для «вхождения в размер» гораздо хуже для результата, чем просто растянуть картинку. При масштабировании рекомендуется использовать опцию presize bicubic (можно просто bicubic, если качество фильма меньше «пятерки»).
Если кассета (или фильм изначально) были достаточно старыми, то цвета могут ослабнуть и/или исказиться. Править цвета имеет смысл сразу после «образмеривания» фильма до повышающих резкость фильтров. Для этого стоит использовать опять-таки дополнительные фильтры hue/saturation/intensity от того же Дональда Крафта и его же red/green/blue adjustment.
Но при этом хорошо бы иметь откалиброванный монитор. Выравнивать цвета и их насыщенность целесообразно по двум объектам – человеческим лицам (глаз очень сильно замечает искажения этого цвета) и чисто белым объектам. При обработке VCD часто это просто необходимо, поскольку для них цвета искусственно ослаблялись (для повышения степени сжатия).
При использовании предлагаемой технологии уровень компрессии при заданном битрейте может повыситься в разы по сравнению с неотфильтрованным фильмом. Или, при заданном размере результирующего файла, общее качество картинки резко повысится по сравнению с тем же фильмом, пожатым с тем же битрейтом но без предварительной фильтрации.

В любом случае я сначала устанавливаю достаточно большой битрейт (где-нибудь в районе 3 - 4 Mbps) и запускаю первый рендеринг. Все указанные фильтры работают довольно долго, и терять качество картинки из-за неправильно установленного битрейта не хочется (ну и тем более не хочется дважды гонять эти фильтры – на 750 пне средней паршивости фильм рендерится больше суток). Если фильм записан в нескольких кусках, все фрагменты фильма пропускаются через эти фильтры (с одинаковыми установками аудио – и видеокодеков). А потом собираются вместе (с вырезанием перекрывающихся частей). Фильм как правило получается около гигабайта на полтора часа, поскольку кодек (здесь лучше использовать DivX, если фильм в среднем более темный, чем светлый, XviD – на данном этапе пользовать не плохо, а очень плохо) просто не использует всю предоставленную мощь потока и сжимает практически без потерь с меньшими затратами памяти.
И только после того, как кино в хорошем качестве появилось в avi-формате, производится окончательный рендеринг фильма с нужным битрейтом в два прохода (что занимает время, необходимое только для компрессии). Впрочем, для большинства фильмов при размере 520х400 на 1 час 20 минут после такого фильтрования битрейт 1042 достаточен, чтобы и без оптимизации ужаться в менее чем 700 метров без потери качества за один проход (однако уже 640х480 чаще всего уже не укладывается в 700 метром при однопроходном кодировании и стоит пользоваться калькулятором для вычисления требуемого битрейта).

ЗЫ. Иногда такое «рипование навскидку» дает в результате файл чуть больше 700 метров. Это в принципе не страшно хотя бы потому, что на VHS звук гораздо хуже, чем на DVD, и при пережатии его со 160 kbps (20kb/sec) в 120 kbps (16 kb/sec) разницы в качестве звука практически незаметно, а это дает возможность за пять-десять минут «похудеть» фильму примерно на 25-30 мегабайт.
Как видите при захвате я использовал Pinacle Studio потому что он "гонит" пленку "напрямую" без вопросов в цифровой поток DV. Нежели с VirtualDub у меня были проблемы с многочисленными форматами захвата и размера как правило разные карты с VIVO и с комп. входом тоже имеют различные форматы.
Самый качественный способ (без больших потерь) принято считать перегонку в DV формат. Весь процесс занимает много времени - 10% Pinacle - 70% VirtualDub (фильтры) - 20% подборка битрейта и многоразовой прогонки енкодера
Вот и всё. Вопросы?

El_D
25.02.2007, 12:55
Даб не предназначен для захвата, его предназначение в нелинейной обработке видео, в сжатии.


Виктор, ты мне Америку не открывай, я только на дабе и оцифровываю.
Веришь, нет? =)
Вот почитай для кругозора.
ftp://ftp.yahost.ru/upload/xchange/VirtualDub.rar
Мне больше нравится вегас, чем пинакл.
Если монтаж заключается: в выставлении размера видео, настройка конрастности, соединение файлов, сжание, увеличение громкостит звука, затирка логотипа, то лучше юзать даб, потому как пинакл и вегас раза в 3-4 дольше рипуют.
Вот несколько описаний фильтров:

Фильтр предназначен для удаления из фильма субтитров и логотипов.

Настройки
Внешний вид окна настройки параметров:
1. Logo position– указывает примерное расположение логотипа на кадре фильма, т.е. задает область поиска.

- Left-bottom corner X, Y – координаты X и Y нижнего левого края прямоугольника, в котором предположительно находится логотип.
- Size (Width, Height) – размеры области поиска (ширина, высота)

2. Logo detection – параметры для автоматического обнаружения логотипа в указанной области.

- Dilation – параметр, отвечающий за морфологическую операцию «расширение». В силу специфики поиска логотипа, логотип находится без своих внешних границ и для того, чтобы компенсировать это, применяется «расширение», так же во множестве видеороликов границы логотипа полупрозрачные, что затрудняет четкую их локализаци необходимо несколько раз повторно применит операцию «расширение», поэтому значение по умолчанию – 5.
- Threshold – порог для поиска логотипа. При уменьшении значения этого параметра, возможно нахождение «лишних» пикселей, не являющихся логотипом. Рекомендуется его уменьшать только в том случае, если логотип находится не полностью, т.е. некоторые области логотипа не «исчезают» при работе фильтра. Увеличение значения это параметра рекомендуется выполнять, когда помимо логотипа «убирается» нужная информация
- Draw Area – параметр для отладки, отображает область, в которой происходит поиск логотипа
- Whole frame – параметр для поиска логотипа по всему кадру. Имеет смысл использовать этот параметр, если в видеоролики находится несколько логотипов в разных частях экрана.

3. Motion– параметры работы фильтра по удалению логотипа

-Block size - размер блока в пикселях, если размер логотипа мал, можно уменьшить размер блока для более качественной обработки. И, наоборот, если размер логотипа большой, имеет смысл увеличить размер блока
-Blur block size – параметр, определяющий работу фильтра на первоначальном этапе (размытие). Изменение значение этого параметра целесообразно проводить в том случае, когда первоначальное размытие логотипа не устраивает
-Depth of motion estimation – этот параметр определяет глубину поиска информации для компенсации движения. Если движение в фильме сильное, необходимо увеличить значение этого параметра (но это замедлит скорость работы фильтра)
-Use blur with MC – использование эффекта «размытие», имеет смысл в том случае, если фильм сильно зашумлен и удаление логотипа происходит неэффективно

4. Preset– выбор предустановленных настроек для работы либо с логотипом, либо с субтитрами.

Виктор
25.02.2007, 14:43
угу я знаю.
Это всего лишь вариант обработки, который использовался мною для обработки VHS (VIDEO-8, HI-8) -> CD(DVD). ИМХО обеспечивает хорошее соотношение качество/скорость при достаточно простой реализации.

Между прочим для захвата VirtualDub массово начал использоватся с версии 1.6.11 (там были проблемы синхронизации звук-видео, до этого он использовался для фильтрации и для получения конечного видео). Незнаю как вам, мне проще получить сначала DV -формат через Pinacle. Через VDB не получается должным образом...

Я бы выложил всю свою коллекцию VDF-файлов, и отечественных и зарубежных. Куда? в аттачменты не влезет, хоть они и маленькие.

Виктор
25.02.2007, 14:57
Еще один проверенный способ захвата и обработки конечного видео с VHS:

Используются доп. плагины Столяревского Сергея и его рекомендации. Я пользуюсь ими.

Подготовка промежуточного файла для последующего монтажа и (или) сжатия в MPEG-4
Порядок фильтров следующий:

1. ACOBW + NDF (Автоматическая коррекция баланса белого + Подавление динамического шума (временной фильтр))

Здесь произвести должную "Обрезку краев (crop)" - высота кадра должна быть кратна 2.
Поверьте в VHS с краями плоховато - артефакты по-любому есть.
2. Deinterlace "Muksun" (Быстродействующий фильтр деинтерлейсинга)

3. RESIZE - изменение размера "Precise bicubic (A=-1.00)". Размер кадра оптимальный 512*384. Можно и больше, вплоть до 720*540. В любом случае размер сторон должен быть кратен 8.

5. NSLF или FSN (Подавление статического шума без потери резкости)

Используемый набор фильтров является минимальным базовым. Применение других фильтров зависит от качества видеозаписи, характера дефектов, степени финального сжатия и т.п. Без артефактов дополнительно уменьшить размер сжатого видео можно применением фильтров PPH (Подавитель импульсных помех), встроенных TV 3х3 среднее и chroma smoother (последние два рекомендованы для VHS). Мелкий шум замечательно удаляется и как последствие кодирования в MPEG-2, что дает возможность избежать затрат по времени на тонкую очистку.

Далее 1 step MultiPass Encode обычно с применением DivX 6.x, сохранить как... - поставить галочку пакетный режим, поменять режим 1 MultiPass на N MultiPass сохранить как...пакетный режим... и так чем больше шагов тем лучше (обычно на двух эффективность сжатия уже достигается)
Пакетный режим - начать.

Pandemonium
27.02.2007, 15:55
Смотрите Это (http://forum.ya1.ru/showthread.php?p=186508#post186508)!

El_D
28.02.2007, 13:42
Есть у кого-нибудь фильтр для VirtualDub "logo v1.3 beta 4"?