Виктор
25.02.2007, 00:52
Достаю старую запылившуяся школьную кассету (10 лет прошло, а качество у магнитной ленты ведь не вечно! запись оставляет желать лучшего, да и видеомагнитофон запылившийся кое как нашел. Ну ладно приступим:
Для качественной оцифровки VHS кассеты вам понадобится:
1. Видеомагнитофон (или VHS камера) с выходом тюльпан AV/OUT с качественным джэком.
2. DV-камера с DV-интерфейсом (IEEE1394 firewire)
3. Винчестер желательно SATA 7200об/мин 40Gb свободного пространства на 3 часа проигрывания.
4. Pinnacle Studio 9
5. VirtualDub-MPEGII v1.6.11 (наиболее стабильная версия)
Подключаем "видик" к цифровой камере в разъем AV/INOUT. Вынимаем кассету с камеры, чтобы при оцифровке он не начал его проигрывать, а брал с аналогового потока. Ставим режим VCR. Подключаем камеру к компу посредством DV (иначе жертвуете качеством).
Открываем Pinacle - Установить диск для захвата - желательно отдельный диск или раздел от загрузочного диска. Убедимся еще раз что есть свободное место.
В настройках захвата везде ставим источник Звук и видео DV-камера. Компрессию убираем, ставим прямой цифровой поток. Жмём захват на минуту. Проверяем. Если все правильно жмем окончательно "захват" ждите всю кассету. Вовремя записи винчестер и проц лучше не беспокоить. В итого получаем офигенно большой файл, проигрываем проверяем с помощью поточного проигрывателя ( к примеру lightalloy легко с этим справляется).
В любительских записях присутствуют две вещи, пагубно влияющие на возможность сохранить фильм в цифровом виде. Во-первых, это помехи аналогового носителя, т.е. видеопленки. Они проявляются в виде мелких точек или сеточки (то же самое бывает при записи с телевизионного эфира). Вторая проблема - дрожание рук снимающего. Как бы оператор ни старался, естественных колебаний положения камеры не избежать, что приводит к постоянным сдвигам изображения на одну-две строки влево-вправо и вверх-вниз. Это незаметно при просмотре видеозаписи по телевизору, но серьезно мешает оцифровке со сжатием.
Оба упомянутых фактора увеличивают количество отличий между кадрами, а когда их слишком много, это либо вообще не позволяет воспользоваться списком отличий, либо данный список настолько разбухает, что становится почти равным полной записи всех кадров.
Открываем VirtualDub выбираем файл. Устанавливаем эффекты.
deinterlace (даже если фильм аппаратно уже записан с деинтерлайсигном). Это несколько уменьшит резкость (что дело поправимое), но одновременно и уменьшит практически вдвое интенсивность этих помех. Опцию деинтерлайсинга выбираем самую первую из списка (best quality). В VD это действительно лучший метод, практически все «сторонние» фильтры, включая “smart…” делают это хуже.
Вторым пунктом выбираем null transform. Даже если фильм оцифрован в требуемый размер, реально при записи с кассет снизу (иногда и сверху) несколько строк "мелькают", а справа и слева часто появляется полоски с искаженными цветами. Если фильм широкоэкранный, то сверху и снизу широкие черные полосы (на кодирование которых пойдут драгоценные байты) – поэтому все это нужно отрезать. Сначала – устанавливаете этот фильтр, потом кнопочкой cropping открываете окно обрезки, отрезаете все лишнее. На этом этапе требуемая компрессором кратность 16 у размеров по горизонтали и вертикали не требуется! Какие размеры получатся – такие и хорошо.
Третьим этапом будет формирование «приличной» картинки. Видеозапись (в особенности «несвежая» как правило имеет кучу мелких дефектов (ну а если фильм цифровался через DV-вход, их число добавляется), связанных с зернистостью изображения. Соседние строки кадра (а при DV-записи – и соседние точки по горизонтали) имеют различную яркость и цветовую насыщенность. Как правило, при просмотре это не сильно заметно, но в «стоп-кадре» зерно становится различимо «невооруженным взглядом». Мало того, что это зерно все-таки на подсознательном уровне раздражает при просмотре, оно еще существенно увеличивает объем данных для своего кодирования при рендеринге (сжатии в mpeg-4, неважно в DivX, XviD или что-то еще) и либо требует существенно большего объема при постоянном качестве, либо (что чаще) ухудшает общее качество рипа при фиксированном объеме. Поэтому зерно крайне желательно убрать. Для этого рекомендуется использовать великолепный фильтр под названием smart smoother HiQuality Клауса Поста (Klaus Post). Это – дополнительный фильтр, его нужно скачать и установить отдельно (http://neuron2.net/hiq/smoothhiq_211_athlon.zip)!
Для цветных фильмов целесообразно установить для этого фильтра следующие параметры.
Выбрать опцию Weighted average для достаточно «ровных» фильмов или Average pixels – для сильно «грязных» (если исходная кинопленка была сильно царапанной). Diametr выбрать 5 (7 – для совсем зернистых фильмов), Threshold – 50, Maintain Diffweigth – 25 (последние два параметра не меняются для Average Pixels опции). Установить опцию Weighted with difference (это будет «выравнивать» только близкие по насыщенности участки и не затронет границы объектов в кадре). Если видак выдал сине-зелено-розовые полосы (цвет на кассете уже «поплыл», то дополнительно отчекать опцию Check grayscale. В принципе, последняя опция всегда полезна при обработке VHS-фильмов, поскольку смежные строки в кадре все равно несколько отличаются по цветам.
Эти опции указаны для стандартных VHS-рипов, они подходят достаточно хорошо для большинства свежеоцифрованных фильмов. Если есть желание добиться оптимума, читайте описание фильтра (только на англицком, к сожалению).
NB. Если фильм – черно-белый, то ДО “smart smoother’a” нужно включить стандартный фильтр VD “gray scale” – фильм перекодируется в черно-белый и все прочие фильтры будут работать ГОРАЗДО быстрее (и качественнее).
Далее..
Для качественной оцифровки VHS кассеты вам понадобится:
1. Видеомагнитофон (или VHS камера) с выходом тюльпан AV/OUT с качественным джэком.
2. DV-камера с DV-интерфейсом (IEEE1394 firewire)
3. Винчестер желательно SATA 7200об/мин 40Gb свободного пространства на 3 часа проигрывания.
4. Pinnacle Studio 9
5. VirtualDub-MPEGII v1.6.11 (наиболее стабильная версия)
Подключаем "видик" к цифровой камере в разъем AV/INOUT. Вынимаем кассету с камеры, чтобы при оцифровке он не начал его проигрывать, а брал с аналогового потока. Ставим режим VCR. Подключаем камеру к компу посредством DV (иначе жертвуете качеством).
Открываем Pinacle - Установить диск для захвата - желательно отдельный диск или раздел от загрузочного диска. Убедимся еще раз что есть свободное место.
В настройках захвата везде ставим источник Звук и видео DV-камера. Компрессию убираем, ставим прямой цифровой поток. Жмём захват на минуту. Проверяем. Если все правильно жмем окончательно "захват" ждите всю кассету. Вовремя записи винчестер и проц лучше не беспокоить. В итого получаем офигенно большой файл, проигрываем проверяем с помощью поточного проигрывателя ( к примеру lightalloy легко с этим справляется).
В любительских записях присутствуют две вещи, пагубно влияющие на возможность сохранить фильм в цифровом виде. Во-первых, это помехи аналогового носителя, т.е. видеопленки. Они проявляются в виде мелких точек или сеточки (то же самое бывает при записи с телевизионного эфира). Вторая проблема - дрожание рук снимающего. Как бы оператор ни старался, естественных колебаний положения камеры не избежать, что приводит к постоянным сдвигам изображения на одну-две строки влево-вправо и вверх-вниз. Это незаметно при просмотре видеозаписи по телевизору, но серьезно мешает оцифровке со сжатием.
Оба упомянутых фактора увеличивают количество отличий между кадрами, а когда их слишком много, это либо вообще не позволяет воспользоваться списком отличий, либо данный список настолько разбухает, что становится почти равным полной записи всех кадров.
Открываем VirtualDub выбираем файл. Устанавливаем эффекты.
deinterlace (даже если фильм аппаратно уже записан с деинтерлайсигном). Это несколько уменьшит резкость (что дело поправимое), но одновременно и уменьшит практически вдвое интенсивность этих помех. Опцию деинтерлайсинга выбираем самую первую из списка (best quality). В VD это действительно лучший метод, практически все «сторонние» фильтры, включая “smart…” делают это хуже.
Вторым пунктом выбираем null transform. Даже если фильм оцифрован в требуемый размер, реально при записи с кассет снизу (иногда и сверху) несколько строк "мелькают", а справа и слева часто появляется полоски с искаженными цветами. Если фильм широкоэкранный, то сверху и снизу широкие черные полосы (на кодирование которых пойдут драгоценные байты) – поэтому все это нужно отрезать. Сначала – устанавливаете этот фильтр, потом кнопочкой cropping открываете окно обрезки, отрезаете все лишнее. На этом этапе требуемая компрессором кратность 16 у размеров по горизонтали и вертикали не требуется! Какие размеры получатся – такие и хорошо.
Третьим этапом будет формирование «приличной» картинки. Видеозапись (в особенности «несвежая» как правило имеет кучу мелких дефектов (ну а если фильм цифровался через DV-вход, их число добавляется), связанных с зернистостью изображения. Соседние строки кадра (а при DV-записи – и соседние точки по горизонтали) имеют различную яркость и цветовую насыщенность. Как правило, при просмотре это не сильно заметно, но в «стоп-кадре» зерно становится различимо «невооруженным взглядом». Мало того, что это зерно все-таки на подсознательном уровне раздражает при просмотре, оно еще существенно увеличивает объем данных для своего кодирования при рендеринге (сжатии в mpeg-4, неважно в DivX, XviD или что-то еще) и либо требует существенно большего объема при постоянном качестве, либо (что чаще) ухудшает общее качество рипа при фиксированном объеме. Поэтому зерно крайне желательно убрать. Для этого рекомендуется использовать великолепный фильтр под названием smart smoother HiQuality Клауса Поста (Klaus Post). Это – дополнительный фильтр, его нужно скачать и установить отдельно (http://neuron2.net/hiq/smoothhiq_211_athlon.zip)!
Для цветных фильмов целесообразно установить для этого фильтра следующие параметры.
Выбрать опцию Weighted average для достаточно «ровных» фильмов или Average pixels – для сильно «грязных» (если исходная кинопленка была сильно царапанной). Diametr выбрать 5 (7 – для совсем зернистых фильмов), Threshold – 50, Maintain Diffweigth – 25 (последние два параметра не меняются для Average Pixels опции). Установить опцию Weighted with difference (это будет «выравнивать» только близкие по насыщенности участки и не затронет границы объектов в кадре). Если видак выдал сине-зелено-розовые полосы (цвет на кассете уже «поплыл», то дополнительно отчекать опцию Check grayscale. В принципе, последняя опция всегда полезна при обработке VHS-фильмов, поскольку смежные строки в кадре все равно несколько отличаются по цветам.
Эти опции указаны для стандартных VHS-рипов, они подходят достаточно хорошо для большинства свежеоцифрованных фильмов. Если есть желание добиться оптимума, читайте описание фильтра (только на англицком, к сожалению).
NB. Если фильм – черно-белый, то ДО “smart smoother’a” нужно включить стандартный фильтр VD “gray scale” – фильм перекодируется в черно-белый и все прочие фильтры будут работать ГОРАЗДО быстрее (и качественнее).
Далее..