Заинтересовавшийся
Ramiras вне форума
Регистрация: 18.12.2011
Сообщений: 100
|
ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ
Святитель Иоанн Златоуст...Рождение и воспитание детей.
Во всяком несчастье станем прибегать к БОГУ.Если нет у нас детей,будем просить их у Него.А если получим, будем вопитывать их с большой заботливостью и удалять юношей от всякого зла,особенно же от любострастия. Искушения этого греха сильны и ничто так не волнует этот возраст,как эта страсть.Поэтому оградим их отовсюду советами, увещаниями, страхом и угрозами.Если они одолеют эту страсть,то не скоро поддадутся и другой,- напротив, будут выше и страсти к деньгам, победят и пьянство,и всячески постараются избегать бесчинства и порочных обществ; будут и родителям любезнее,и приятнее всем людям.В самом деле,кто не будет уважать скромного юношу ? Кто не обнимет и не облобызает обуздавшего нечистые пожелания ? Кто из самых богатых не согласится с великим удовольствием отдать за него свою дочь,хотя бы он был беднее всех ? Как никто не будет столь жалок и глуп,чтобы решиться иметь зятем расточительного и развратного человека,хотя бы он был богаче всех,так никто не будет и столь безрассуден,чтобы отвергнуть и обесславить скромного и целомудренного. Итак,чтобы дети наши были и у людей в уважении,и БОГУ любезны,будем украшать их душу и вводить их целомудренными в брачную жизнь.Тогда потекут к ним и все земные блага,как из источников,и от БОГА получат они милость,так что насладятся и настоящей,и будущей славой.
==================================================
Об Анне,2.6 (м.4,кн.2)
==================================================
Душа дитяти чиста от всех страстей;дитя не помнит обид и к обидевшим подбегает как к друзьям,как бы ничего не бывало; сколько бы мать ни наказывала своё дитя, оно всегда,однако же,ищет её,и более всех любит её.Представь ему царицу в диадеме:оно не предпочтёт её матери, облечённой в рубище,но ещё более будет желать видеть последнюю в рубище,нежели царицу в богатой одежде.Своё оно различает от чужого не по бедности или богатству,но по любви. Дитя ничего более не требует,кроме не обходимого,и коль скоро насытится молоком,оставляет сосцы. Дитя не печалится,как мы,о потере денег и тому подобном;равно как не радуется подобно нам о таких скоропреходящих вещах;дитя не пристрастно к красоте телесной. Вот почему Христос и сказал: << Таковых есть Царство Небесное >>,чтобы мы по свободной воле делали то,что дети делают по природе.
==================================================
На Евангелие от Матфея,62.4 (м.7,кн.2)
==================================================
Если бы отцы тщательно воспитывали своих собственных детей,то не нужно было бы ни законов,ни судилищ,ни мщений и наказаний и публичных убийств;<< закон положен не для праведника >>,- (говорит апостол Павел).Но так как мы не заботимся о них,то и подвергаем их большему злу,и предаём в руки палачей,и постоянно толкаем в пропасть;<< поблажающий сыну будет перевязывать раны его >>,говорит Премудрый.Что значит:<< поблажающий >> ? Милующий,льстящий, услуживающий чрез меру.А он имеет нужду в строгости,попечении и угрозах.Говорю это не с тем,чтобы мы были слишком жестокими к детям,но чтобы мы не являлись им презренными.Если жена должна боятся мужа,то гораздо более сын-отца.Не говори мне,что невозможно превзойти юность.Если Павел требует этого промышления от жены вдовой,то гораздо больше-от мужей;если бы это было невозможно,то он и не повелевал бы.Но вся порочность происходит от нашего легкомыслия,оттого,что мы не сначала и не с первого возраста руководим детей к благочестию.О том,чтобы они получили внешнее воспитание и поступили в военную службу,мы стараемся, бросаем деньги,просим друзей и много ходим туда и сюда;а о том,чтобы они были в уважении у Царя ангелов,не обращаем на это никакого внимания.На зрелища ходить мы постоянно позволяем им,а в церковь-не принуждаем никогда;если же однажды или дважды дитя побудет,то бывает там бесцельно,тщетно,напрасно и для забавы.Не так должно быть;но как посылая в училище мы требуем от них отчёта в науках,так и в церковь посылая,а ещё более ведя.Не другим вверять их,но самим с ними нужно бы входить сюда,и должно было бы требовать,чтобы они помнили слышанное и преподаваемое здесь.В таком случае,в таком для нас было бы легко и приятно исправление детей;если бы и дома они постоянно слышали от нас беседы о любомудрии и советы им о должном,и здешнее присоединилось бы у них к тому,то скоро бы они показали нам благородный плод этих прекрасных семян.Но мы не делаем ничего такого,но у нас необходимое-побочные дела;и и если кто станет увещевать к этому, тотчас смех;посему и низвратилось всё,и которых не воспитывают родители,воспитывают внешние законы.Неужели ты не постыдишься и не покраснеешь,скажи мне, когда сына твоего будет наказывать и в.р.а.з.у.м.л.я.т.ь судия,когда будет нуждаться во внешнем исправлении тот,кто сначала жил вместе с тобою столько времени ? Ты не будешь скрываться и прятаться ? Как осмеливаешься,скажи мне,называться ещё отцом,предав таким образом сына,не сделав ему необходимого побуждения,но оставив без внимания растление его всяким злом ? Если ты увидишь какого-нибудь беглого раба бьющим палкою твоё дитя,то досадуешь и гневаешься и негодуешь, жёстче зверя,приступив к лицу ударившего,а видя,как диавол каждый день бьётего,демоны вводят в грехи,ты спишь,и не досадуешь,даже не выхватываешь своего сына от жесточайшего зверя ? Опять,если он будет под действием демона,ты бежишь ко всем святым и обременяешь живущих на вершинах гор-избавить его от этого беснования:а если грех,который жёстче всякого демона, непрестанно обременяет его,ты ничего не делаешь ? Между тем обременение демоном нисколько не жёстко, потому что демон совершенно не может ввергнуть в геенну,но,если мы бодрствуем,то это искушение принесёт нам блестящие и славные венцы,когда мы будем с благодарностью переносить такие нападения;а кто живёт во грехе,не имеет средсв спастись когда-нибудь,но необходимо и здесь подвергается бесчестию,и по отшествии туда опять бесконечно наказывается.И однако,зная это,мы для очень немного прилагаем старание,а для весьма великого не желаем даже подняться:видя беснующегося рыдаем,а видя согрешающего даже не чувствуем,между тем как должно убиваться и горько плакать, а лучше-не плакать только,но и удерживать, обуздывать,советовать, увещевать,устрашать,укорять,прогонять эту болезнь всяким способом врачевания и подражать той вдове,о которой говорит Павел:<< если она воспитала детей >>,потому что не к ней только,но и ко всем вообще он простирает это слово и всех увещевает так:<< воспитывайте их в учении и наставлении ГОСПОДНЕМ >>.Это-первое и величайшее из благ.
==================================================
Беседы,29.9-11 (м.3,кн.1)
==================================================
Воспитание детей для вас не останется без награды...Подлинно,немаловажное дело посвятить БОГУ детей,данных от БОГА. Если они (родители) положат под здание твёрые опоры и основания,то будут иметь великую награду;тогда как, наоборот,за нерадение подвергнутся наказанию.Так и Илий погиб чрез своих детей,потому что ему надлежало в.р.а.з.у.м.л.я.т.ь их;он,правда,и вразумлял,но не так,как следовало бы.Ему не хотелось огорчать их,и он и их,и себя погубил.Слушайте это,отцы. Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении ГОСПОДНЕМ с великим тщанием. Юность неукратима и имеет нужду во многих наставниках,учителях,руководителях, надсмотрщиках, воспитателях.И только при таких (усилиях) возможно обуздать её.Что конь необузданный,что зверь неукротимый,то же самое и юность.Поэтому в начале и с первого возраста поставим для неё надлежащие пределы,то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях;напротив,потом привычка обратится для них в закон.Не позволим же им делать того,что приятно и вместе с тем вредно,не будем угождать им,потому что они дети;но преимущественно будем их сохранять в целомудрии,- тут более всего возможен вред юности.Об этом мы особенно должны заботиться,к этому мы особенно должны быть внимательны.Скорее будем брать для них жён,чтобы они,имея чистое и нерастленное тело,соединялись с невестами.Такая любовь особенно бывает пламенна.Кто был целомудренным до брака,тот тем более останется таким после брака.Напротив,кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое.<< Блуднику >>,- говорится,- << сладок всякий хлеб.>> Для того и возлагаются на головы венцы,- в знак победы,что они,не будучи побеждены,вступают в брачный чертог,- что они не были одолены похотью. Если же кто, увлечённый сладострастием,предался блудницам,то для чего после этого он имеет и венец на главе,когда он побеждён ? Это будем им внушать,этим будем их в.р.а.з.у.м.л.я.т.ь,устрашать,угрожать,делая то одно,то другое.Нам вверен важный залог-дети.Будем же заботиться об них и употребим все меры,чтобы лукавый не похитил их у нас.Между тем теперь у нас всё происходит наоборот.Мы употребляем всевозможные усилия для того,чтобы поле было хорошим и чтобы вверить его благонадёжному человеку,и погонщика ослов и мулов,и надзирателя,и поверенного мы отыскиваем самого искусного;а на то,что для нас всего дороже,именно-чтобы поручить сына человеку,который бы мог сохранить его в целомудрии,не обращаем внимания,несмотря на то,что это сокровище ценнее всех прочих и ради него приходят остальные.Об имущества для них мы заботимся,а об них самих-нет.Видишь ли,какое безумие ? Прежде образуй душу сына твоего,а имущество он уже после получит.Если душа у него нехороша,то он не будет иметь ни малейшей пользы от денег;и наоборот,если ей дано правильное образование,то бедность нисколько не повредит ему. Хочешь ли оставить его богатым ? Научи его быть добрым.Таким образом,он может и состояние умножить;если же и не умножить его,то,по крайне мере,он ничем не будет хуже людей зажиточных.Между тем,если он будет злой,то, хотя бы ему были оставлены тобою бесчисленные сокровища,ты не оставил хранителя (этих сокровищ),а сделал его несчастнее тех,которые впали в самую крайнюю бедность. Действительно,для детей,не получивших правильного воспитания,бедность лучше богатства,потому что первая, даже помимо их воли,удерживает их в пределах добродетели, между тем последнее,хотя бы даже кто и желал того,не позволяет вести жизни целомудренной,но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений. Вы,матери, больше всего смотрите за дочерьми:попечение это для вас нетрудно.Наблюдайте за тем,чтоб они сидели дома;а,прежде всего,учите их быть благочестивыми, скромными, презирать деньги и не слишком заботиться о нарядах.Так и в замужество отдавайте их.Если так образуем их,то вы спасёте не только их,но и мужа,который возьмёт её,и не только мужа,но и детей,и не одних детей,но и внуков. Если корень будет хорош,то и ветви будут лучше развиваться,- и за всё это вы получите награду.Поэтому всё будем так делать, как (прилично) заботящимся о благе не одной души,но многих чрез одну. Дочь,при вступлении в брак,должна так выходить из отеческого дома,как борец из места состязаний,то есть,она должна знать в точности всю науку,помощью которой могла бы,подобно закваске,все смешение возвести к собственной красоте.И сыновья опять в такой степени должны быть скромны, чтобы,скорее всего можно было узнавать их по их благонравию и целомудрию,и чтобы они заслужили великую похвалу и от людей,и от БОГА.Пусть они научатся обуздывать чрево, воздерживаться от лишних издержек,быть расчётливыми,нежно любящими,пусть они научатся повиноваться власти.Таким образом,они могут доставить родителям великую награду.
==================================================
На 1-е послание к Тимофею,9.2 (м.11,кн.2)
==================================================
Если желаешь оставить детям своим большое богатство,оставь им промысел БОЖИЙ.Тот,Кто без всякого твоего участия дал тебе душу,образовал тело и даровал жизнь, когда увидит,что ты обнаруживаешь столь великую преданность и поручаешь Ему и детей и им принадлежащее,неужели не отверзет для них всего Своего богатства ? Если Илия, прокормленный малым количеством муки,когда увидел,что та женщина предпочитает его детям,явил в хижине вдовицы гумно и точило,то подумай,какую милость покажет Владыка Илии.Потому станем заботиться не о том,чтобы детей оставить богатыми,но о том,чтобы сделать их добродетельными.Если они станут надеяться на богатство,то не будут заботиться ни о чём другом, как имеющие возможность прикрыть порочность нравов обилием денег;а когда увидят,что они лишены этой опоры,то сделают всё,чтобы посредством добродетели найти себе большее утешение в вечности.Итак,не оставляй богатства,чтобы оставить добродетель. Ведь крайне безрассудно при жизни своей не делать детей господами того,что имеем,а по смерти давать легкомыслию молодости полную свободу.Когда мы живы,то можем требовать у них и отчёта и,если они дурно пользуются настоящим,можем в.р.а.з.у.м.л.я.т.ь и обуздывать их,а по смерти своей,если мы вместе с нашим отсутствием и их молодостью,предоставим им и свободное пользование богатством,то ввергнем этих несчастных и жалких в величайшую бездну,подложив огонь к огню и подлив масла в раскалённую печь.Таким образом,если желаешь оставить детей подлинно богатыми,то оставь должником их БОГА и Ему вручи своё завещание.Если они сами получат богатство,то не будут знать, кому отдать его,а встретятся со многими-и клеветниками,и людьми бесчестными, если же ты заранее отдашь его взаймы БОГУ, то сокровище останется,конечно, неприкосновенным и возвращение его состоится с большой лёгкостью.БОГ милостив, возращает нам то,что должен,и взирает на Своих заимодавцев приятнее,нежели на тех,которые ничего не давали Ему взаймы,и,кому больше всего должен,того особенно и любит.
==================================================
На послание к римлянам,7.9 (м.9,кн.2)
==================================================
Нельзя сказать и того,будто у Него немного попечения об этом деле:нет,он имеет великое промышление о воспитании детей.Для того Он и вложил такое влечение в природу родителей,чтобы поставить их как бы в неизбежную необходимость заботиться о детях...Этим он внушает вести детей к богопознанию.И самим детям он заповедует многое относительно их родителей,награждая послушных,а неблагодарных наказывая,и таким образам делая их ещё более любезными для родителей... Дабы родители,получив повеление воспитывать детей,не пренебрегали Его повелениями,Он присоединил естественную необходимость.А чтобы эта связь не была ослабляема оскорблениями со стороны детей и не расторгалась,Он оградил её наказаниями и от Себя и от самих родителей,таким образом,и детей весьма строго подчиняя (родителям), и в родителях возбуждая любовь (к детям).И не этим только,но и другим ещё,четвёртым,способом БОГ крепко и тесно связал нас с ними.Он не только детей злых в отношении к родителям наказывает,а к добрым благоволит,но точно так же поступает и с родителями,тяжко наказывая нерадеющих о детях,а попечительных удостаивая почестей и похвал.
__________________
Последний раз редактировалось Ramiras, 21.05.2016 в 16:39.
|