PDA

Просмотр полной версии : "Кли́пер» — многоразовый космический летательный аппарат. Россия.


Виктор
18.07.2005, 10:10
Кажется разработкой Клипера заинтересовалась ESA (European Space Agency). Если Россия найдет дополнительное финансирование со стороны ESA, то в скором будущем наша страна сможет запустить этот многоразовый летательный аппарат - надежду мировой и российской космонавтики. Замена старым российским "Союзам".

«Кли́пер» — многоразовый космический летательный аппарат, проектирующийся в НПО «Энергия» с 2000, который должен прийти на смену космическим кораблям серии «Союз». Первый непилотируемый запуск «Клипера» планируется произвести не позднее 2011, первый пилотируемый — в 2012 (в случае, если будет найдено финансирование).

Прототипом «Клипера» является не только «Буран», вернее его ранняя (бескрылая) модификация 1976 года, в которой предполагалось, что «Буран» будет садиться вертикально, при помощи парашютов и двигателей мягкой посадки , но и «Лапоток». Это одноместный планирующий космический аппарат, разработанный в ОКБ-256 Павла Цыбина в конце 1950-х годов. Разработка велась по просьбе С.П.Королева, он же и дал имя «Лапото́к».

Концепция «Клипера» — это возвращаемый аппарат типа “несущий корпус” со своеобразной “утюгоподобной” формой. За счёт отсутствия аэродинамических поверхностей конструкция выгодно отличается от существующих аппаратов более высоким отношением массы к объёму, а отсутствие массы, “разнесённой” по крыльям—хвостам, облегчает маневрирование в космосе (меньше моменты инерции). При этом существенно более высокое аэродинамическое качество (0.6-1.8 против 0.25-0.3 у “фары” возвращаемого аппарата “Союз”) позволяет в 2,5 раза снизить перегрузки при возвращении “Клипера” с орбиты. Конструкция также позволяет “утюгу” совершать боковые манёвры в пределах 500-600 км, в то время как "фа́рам” при спуске с орбиты удаётся скорректировать не более 70-80 км бокового тренда. Таким образом, «Клипер» обладает существенно бо́льшими возможностями для попадания в заданный район посадки, что особенно важно при нештатном спуске.

Технические характеристики
Стартовая масса 13-14,5 тонн
Количество членов экипажа+пассажиры 2+4 при старте / 2+5 при посадке
Объём кабины возвращаемого аппарата 20 м3
Масса возвращаемого аппарата 7,1-9,8 т
Масса груза доставляемого 700 кг.
Масса груза возвращаемого 500 кг.
Масса груза, удаляемого в бытовом отсеке 200 кг.
Время автономного полёта 7 суток
Время полёта в составе орбитальной станции 1 год
Перегрузка при штатном спуске 2,5g
Точность посадки (3-15) км.

Новый корабль имеет ряд важных отличий от аппаратов серии «Союз», находящихся в эксплуатации уже не первое десятилетие. «Клипер», в отличие от «Союза», будет иметь возвращаемую капсулу, которую можно будет использовать многократно. На борту корабля уместятся до шести человек и 700 килограмм груза (Союз — 3 человека и 200 кг соответственно). По проекту РКК «Энергия», стартовая масса десятиметрового корабля составит 14,5 тонн, диаметр — около 3,5 м. Корабль будет крепиться на верху ракеты-носителя, без прикрытия обтекателями. Сверху на «Клипере» будут устанавливаться двигатели системы аварийного спасения. В этом случае космонавтов можно будет спасти в любую секунду, просто отстрелив корабль от ракеты. В «Клипере» в качестве двигательной установки (ДУ) системы аварийного спасения (САС) вместо традиционного решения – одного большого твёрдотопливного двигателя в носу корабля — применили 8 маленьких в корме, что позволит их использовать и при выводе челнока на орбиту.

В отличие от «Союза», «Клипер» может совершать манёвры на орбите.

Среди задач, которые будет решать «Клипер», не только доставка экипажей и грузов на орбитальные станции (в частности МКС) и их возвращение на Землю, но и срочная эвакуация экипажа орбитальной станции, исследовательские и туристические орбитальные полёты. Длительность автономного полёта «Клипера» — 7 суток, в пристыкованном состоянии его ресурса хватит на целый год.

В проекте РКК «Энергия» для вывода корабля «Клипер» на низкую околоземную орбиту предполагалось использовать новую российскую ракету-носитель «Онега», разрабатываемую на основе глубокой модернизации РН среднего класса «Союз». Однако в связи с тем, что одновременная разработка космического корабля и РН могла потребовать больших финансовых и временных затрат, экс-гендиректор РКК «Энергия» Юрий Семёнов обратился к украинским коллегам с предложением использовать вместо проектируемой ракеты-носителя «Онега» находящуюся в совместной эксплуатации на космодроме «Байконур» украинско-российскую ракету-носитель «Зенит-2». По его же словам, стоимость создания лётного образца «Клипера» около 10 млрд. рублей (в ценах 2004 года).

Заместитель руководителя научно-технического центра по проектно-расчетным работам РКК «Энергия» Борис Сотников заявил, что запуск Клиперов будет возможен со всех российских космодромов, где имеются стартовые комплексы «Союз»: Байконур и Плесецк. В случае успешного развития проекта «Союз на Куру» — также и со строящегося российского стартового комплекса, на космодроме Куру во Французской Гвиане.

По словам заместителя генерального конструктора РКК «Энергия» Валерия Рюмина на всемирном форуме ЭКСПО-2005, проходившем в Японии, в 2005 финансирование проекта «Клипер» на средства из бюджета не запланировано. Также не было заключено ни одного договора на совместное финансирование в кооперации с другими странами.

Европа рассматривает возможность участие в проекте «Клипер». В случае, если решение будет положительным ЕКА, собирается вкладывать в проект по £100 млн ежегодно, в течение 10 лет. Окончательное решение по данному вопросу будет принято в декабре 2005 (Статья в газете «Observer» от 22 мая 2005, англ. (http://www.guardian.co.uk/space/article/0,14493,1489679,00.html))

Виктор
18.07.2005, 10:11
фото 1

Виктор
18.07.2005, 10:12
фото 2