Jinc
08.11.2010, 12:34
В Ubuntu 11.04 вместо GNOME Shell будет использована оболочка Unity
Марк Шаттлворт на проходящем сегодня саммите разработчиков Ubuntu сделал заявление о том, что в весеннем релизе Ubuntu 11.04 в качестве интерфейса по умолчанию будет использована оболочка Unity, если графическая подсистема компьютера пользователя поддерживает все необходимые для работы Unity функции. Интерфейс Unity уже поставляется в составе Ubuntu Netbook Edition и оптимизирован для максимального увеличения доступного вертикального пространства на рабочем столе, поддерживая технологию глобального меню, при котором строка с меню для всех приложений отображается не в окне программы, а в верхней управляющей панели.
Unity будет поставляться вместо стандартного интерфейса GNOME Shell, отличающегося значительной переработкой оформления рабочего стола (скриншоты). Как и GNOME Shell оболочка Unity тоже базируется на ключевых технологиях GNOME 3.0: оконном менеджере Mutter, библиотеке Clutter и фреймворке для организации работы с документами и пользовательской информацией Zeitgeist. Unity соответствует стандартам freedesktop.org и активно использует GPU для акселерации выполнения графических операций. На панели используются индикаторы Ayatana, что позволит KDE-приложениям чувствовать себя как дома, при их запуске в окружении Unity.
В анонсе Марк Шаттлворт подчеркнул, что Unity не является заменой GNOME, а лишь заменяет собой пользовательскую оболочку. Ubuntu по прежнему будет базироваться на технологиях и приложениях GNOME. Приверженцы GNOME смогут установить GNOME Shell из стандартного репозитория пакетов. По мнению Марка лишняя конкуренция не повредит проекту GNOME и лишь укрепит позиции данной дестктоп-платформы. В ближайшее время разработчики Ubuntu планируют улучшить в Unity операции по управлению окнами, оптимизировать интерфейс для десктопов, увеличить производительность файлового менеджера, провести работу по обеспечению средств для людей с ограниченными возможностями и интегрировать мультитач-стек.
В качестве причины перехода на собственное рабочее окружение Unity, указывается на несогласие компании Canonical с видением построения интерфейса пользователя от разработчиков GNOME. Представители Canonical предпринимали попытки найти общий язык с разработчиками GNOME Shell, но в конце концов осознали, что их взгляды фундаментально отличаются от мнения проекта GNOME. В частности, разработчики GNOME отвергают философию глобального меню, а так же некоторые идеи по дизайну и повышению удобства использования. Другим спорным моментом, является неприятие разработчиков Ubuntu оконного менеджера Mutter, в первую очередь из-за его низкой производительности.
Джоно Бэкон (Jono Bacon), менеджер Canonical по работе с сообществом, заявил, что компания по-прежнему ориентируется на GNOME, будет поставлять GNOME-стек, продолжать активно участвовать в разработке GNOME и оптимизировать Ubuntu для GNOME. Также он пообещал, что главным критерием в разработке Unity будет производительность, например, в настоящее время начата работа по переводу Unity с оконного менеджера Mutter на кодовую базу Compiz.
Большие планы также связаны с интеграцией в Unity поддержки фреймворка для организации доступа к документам и пользовательской информации Zeitgeist, производящего отслеживание и журналирование пользовательской активности. В Unity будет реализован интерфейс для наглядного отображения активности пользователя в системе, в котором пользователь сможет отследить обращения к файлам, открытие web-страниц, добавление людей в список контактов и другие операции.
Для систем с большими экранами по умолчанию будет активирован многооконный режим работы Unity с поддержкой нескольких виртуальных экранов, в то время как для нетбуков по прежнему по умолчанию окна будут перекрывать друг друга и будет доступен только один рабочий стол. Использование единой оболочки для нетбуков, ноутбуков и персональных компьютеров позволит унифицировать контроль качества дистрибутива, а также упростит процесс предустановки Ubuntu на оборудование OEM-производителей и оказание технической поддержки.
В Ubuntu планируется вместо X-сервера использовать дисплейный сервер Wayland
Спустя неделю после заявления о переходе на использование в будущем релизе Ubuntu в качестве интерфейса по умолчанию оболочки Unity вместо GNOME Shell, Марк Шаттлворт рассказал в своем блоге об очередном революционном шаге: разработчики планируют перейти к использованию вместо X-сервера дисплейного сервера Wayland. Выбор Wayland с бэкендом на базе OpenGL обусловлен желанием обеспечить новый уровень графического оформления и визуальных эффектов, реализация которых при использовании классического X-сервера, по мнению разработчиков Ubuntu, чрезвычайно усложнена.
Для обеспечения задуманных функций на базе стандартного X-сервера потребовалась бы разработка X11-расширений, которые трудно совместить с базовыми целями X11 и которые требуют кардинальной переработки протокола X11. При использовании OpenGL задача существенно упрощается, но ценой данному шагу служит отказ от таких ключевых ценностей X11, как сетевая прозрачность (приложение может быть запущено на одной машине, а графический интерфейс сформирован на другой машине). Другими из рассмотренных вариантов были: адаптация композитной подсистемы из платформы Android, попытки убедить некоторых проприетарных вендоров открыть код своих продуктов и намерение написать собственный дисплейный сервер с нуля. В итоге, рассмотрев все плюсы и минусы, было решено остановиться на развитии кодовой базы проекта Wayland.
Wayland еще только развивается и не доведен до финальной стадии, поэтому работа предстоит большая и проект его внедрения в Ubuntu носит долгосрочный характер. Из предстоящих работ отмечается развитие открытых видеодрайверов и поддержки KMS-модулей ядра. Появление первых пригодных для тестирования результатов работы ожидается приблизительно через год. При удачном стечении обстоятельств, Wayland может быть интегрирован по умолчанию в Ubuntu ориентировочно в 2012 году, но при возникновении непредвиденных проблем реализация проекта может затянуться.
Переход на Wayland не станет ломать сложившиеся устои и не приведет к перевороту в мире свободных десктоп-приложений: для запуска классических X-приложений в окружении Wayland планируется разработать специальную прослойку для обеспечения режима совместимости. Разработчики Ubuntu также готовы оказать помощь проектам GNOME и KDE в процессе адаптации данных десктоп-окружений для работы поверх Wayland.
Wayland отличается от классического X-сервера тем, что на уровне сервера выполняется только переадресация всех окон, а все операции рендеринга и управления окнами производятся на стороне клиента и передаются для обработки серверу со встроенным композитным менеджером. Сервер не поддерживает API отрисовки и оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавится от двойной буферизации, при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter. Все операции отрисовки производятся силами дополнительных библиотек, например, OpenGL ES, FreeType и Cairo. Взаимодействие с аппаратным обеспечением, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM) графических карт, производится через KMS-модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя.
Canonical рассматривает потенциальную возможность использования Qt
Мэт Зиммерман (Matt Zimmerman), технический директор компании Canonical, опубликовал в своем блоге заметку, в которой рассмотрел идею начала использования библиотеки Qt при разработке GUI-приложений для дистрибутива Ubuntu, который ранее базировался исключительно на технологиях GNOME/Gtk+. Canonical не намерена отказываться от Gtk+, но понимает, что одно решение не может угодить вкусам всех разработчиков и Ubuntu поддерживает несколько базовых тулкитов и фреймворков, но Qt явно заслуживает большего внимания и более тесной интеграции в инструментарий разработчиков Ubuntu.
Одним из основных мотивов использования Qt связан с тенденцией развития Ubuntu для мобильных устройств. Qt как нельзя лучше подходит в роли унифицированного для всех платформ инструмента, позволяющего создавать приложения быстро, просто и безболезненно (особенно в свете появления декларативного способа формирования интерфейса и стремительного развития среды разработки Qt Creator).
Некоторые доводы в пользу использования Qt:
* Qt имеет богатую историю поддержки встраиваемых платформ и архитектуры ARM, для которой приложения на базе Qt создаются уже на протяжении 10 лет. Последние два года в Ubuntu активно развивается поддержка архитектуры ARM, например, версия Ubuntu 10.10 поддерживает как никогда много различных ARM-плат, включая новейшие эталонные встраиваемые платформы от компаний Freescale, Marvell и Texas Instruments. OEM-производителям важно обеспечить полноценную поддержку современного оборудования без вхождения в зависимость от программной начинки. Qt, с учетом наличия оптимизаций для ARMv7, может выступать в роли единой программной платформы;
* Qt является кросс-платформенным фреймворком, официально поддерживает такие системы, как Windows, Symbian и MacOS X, и неофициально портирован для Android, iPhone и WebOS. Поддержка переносимости между платформами является одним из главных принципов разработки Qt. Так как быстрозагружаемое окружение Ubuntu Light нацелено на установку в качестве второй системы на компьютеры с Windows и поддерживает взаимодействие с телефонами на базе Android и iPhone, вопрос кросс-платформенности становится важен и для Ubuntu;
* В Qt имеется полноценный набор компонентов для работы с сенсорными экранами, поддержки мультитач и управления жестами, способный конкурировать с аналогичными инструментами Windows 7 и Mac OS X 10.6. Разработчики Ubuntu последнее время активно начали работать в этом направлении, но возможности Gtk+ пока существенно отстают.
Марк Шаттлворт на проходящем сегодня саммите разработчиков Ubuntu сделал заявление о том, что в весеннем релизе Ubuntu 11.04 в качестве интерфейса по умолчанию будет использована оболочка Unity, если графическая подсистема компьютера пользователя поддерживает все необходимые для работы Unity функции. Интерфейс Unity уже поставляется в составе Ubuntu Netbook Edition и оптимизирован для максимального увеличения доступного вертикального пространства на рабочем столе, поддерживая технологию глобального меню, при котором строка с меню для всех приложений отображается не в окне программы, а в верхней управляющей панели.
Unity будет поставляться вместо стандартного интерфейса GNOME Shell, отличающегося значительной переработкой оформления рабочего стола (скриншоты). Как и GNOME Shell оболочка Unity тоже базируется на ключевых технологиях GNOME 3.0: оконном менеджере Mutter, библиотеке Clutter и фреймворке для организации работы с документами и пользовательской информацией Zeitgeist. Unity соответствует стандартам freedesktop.org и активно использует GPU для акселерации выполнения графических операций. На панели используются индикаторы Ayatana, что позволит KDE-приложениям чувствовать себя как дома, при их запуске в окружении Unity.
В анонсе Марк Шаттлворт подчеркнул, что Unity не является заменой GNOME, а лишь заменяет собой пользовательскую оболочку. Ubuntu по прежнему будет базироваться на технологиях и приложениях GNOME. Приверженцы GNOME смогут установить GNOME Shell из стандартного репозитория пакетов. По мнению Марка лишняя конкуренция не повредит проекту GNOME и лишь укрепит позиции данной дестктоп-платформы. В ближайшее время разработчики Ubuntu планируют улучшить в Unity операции по управлению окнами, оптимизировать интерфейс для десктопов, увеличить производительность файлового менеджера, провести работу по обеспечению средств для людей с ограниченными возможностями и интегрировать мультитач-стек.
В качестве причины перехода на собственное рабочее окружение Unity, указывается на несогласие компании Canonical с видением построения интерфейса пользователя от разработчиков GNOME. Представители Canonical предпринимали попытки найти общий язык с разработчиками GNOME Shell, но в конце концов осознали, что их взгляды фундаментально отличаются от мнения проекта GNOME. В частности, разработчики GNOME отвергают философию глобального меню, а так же некоторые идеи по дизайну и повышению удобства использования. Другим спорным моментом, является неприятие разработчиков Ubuntu оконного менеджера Mutter, в первую очередь из-за его низкой производительности.
Джоно Бэкон (Jono Bacon), менеджер Canonical по работе с сообществом, заявил, что компания по-прежнему ориентируется на GNOME, будет поставлять GNOME-стек, продолжать активно участвовать в разработке GNOME и оптимизировать Ubuntu для GNOME. Также он пообещал, что главным критерием в разработке Unity будет производительность, например, в настоящее время начата работа по переводу Unity с оконного менеджера Mutter на кодовую базу Compiz.
Большие планы также связаны с интеграцией в Unity поддержки фреймворка для организации доступа к документам и пользовательской информации Zeitgeist, производящего отслеживание и журналирование пользовательской активности. В Unity будет реализован интерфейс для наглядного отображения активности пользователя в системе, в котором пользователь сможет отследить обращения к файлам, открытие web-страниц, добавление людей в список контактов и другие операции.
Для систем с большими экранами по умолчанию будет активирован многооконный режим работы Unity с поддержкой нескольких виртуальных экранов, в то время как для нетбуков по прежнему по умолчанию окна будут перекрывать друг друга и будет доступен только один рабочий стол. Использование единой оболочки для нетбуков, ноутбуков и персональных компьютеров позволит унифицировать контроль качества дистрибутива, а также упростит процесс предустановки Ubuntu на оборудование OEM-производителей и оказание технической поддержки.
В Ubuntu планируется вместо X-сервера использовать дисплейный сервер Wayland
Спустя неделю после заявления о переходе на использование в будущем релизе Ubuntu в качестве интерфейса по умолчанию оболочки Unity вместо GNOME Shell, Марк Шаттлворт рассказал в своем блоге об очередном революционном шаге: разработчики планируют перейти к использованию вместо X-сервера дисплейного сервера Wayland. Выбор Wayland с бэкендом на базе OpenGL обусловлен желанием обеспечить новый уровень графического оформления и визуальных эффектов, реализация которых при использовании классического X-сервера, по мнению разработчиков Ubuntu, чрезвычайно усложнена.
Для обеспечения задуманных функций на базе стандартного X-сервера потребовалась бы разработка X11-расширений, которые трудно совместить с базовыми целями X11 и которые требуют кардинальной переработки протокола X11. При использовании OpenGL задача существенно упрощается, но ценой данному шагу служит отказ от таких ключевых ценностей X11, как сетевая прозрачность (приложение может быть запущено на одной машине, а графический интерфейс сформирован на другой машине). Другими из рассмотренных вариантов были: адаптация композитной подсистемы из платформы Android, попытки убедить некоторых проприетарных вендоров открыть код своих продуктов и намерение написать собственный дисплейный сервер с нуля. В итоге, рассмотрев все плюсы и минусы, было решено остановиться на развитии кодовой базы проекта Wayland.
Wayland еще только развивается и не доведен до финальной стадии, поэтому работа предстоит большая и проект его внедрения в Ubuntu носит долгосрочный характер. Из предстоящих работ отмечается развитие открытых видеодрайверов и поддержки KMS-модулей ядра. Появление первых пригодных для тестирования результатов работы ожидается приблизительно через год. При удачном стечении обстоятельств, Wayland может быть интегрирован по умолчанию в Ubuntu ориентировочно в 2012 году, но при возникновении непредвиденных проблем реализация проекта может затянуться.
Переход на Wayland не станет ломать сложившиеся устои и не приведет к перевороту в мире свободных десктоп-приложений: для запуска классических X-приложений в окружении Wayland планируется разработать специальную прослойку для обеспечения режима совместимости. Разработчики Ubuntu также готовы оказать помощь проектам GNOME и KDE в процессе адаптации данных десктоп-окружений для работы поверх Wayland.
Wayland отличается от классического X-сервера тем, что на уровне сервера выполняется только переадресация всех окон, а все операции рендеринга и управления окнами производятся на стороне клиента и передаются для обработки серверу со встроенным композитным менеджером. Сервер не поддерживает API отрисовки и оперирует только с уже сформированными окнами, что позволяет избавится от двойной буферизации, при использовании таких библиотек как GTK+, Qt и Clutter. Все операции отрисовки производятся силами дополнительных библиотек, например, OpenGL ES, FreeType и Cairo. Взаимодействие с аппаратным обеспечением, например, проведение инициализации, переключение видеорежимов (drm modesetting) и управление памятью (GEM) графических карт, производится через KMS-модуль, работающий на уровне ядра, что позволяет обойтись без привилегий суперпользователя.
Canonical рассматривает потенциальную возможность использования Qt
Мэт Зиммерман (Matt Zimmerman), технический директор компании Canonical, опубликовал в своем блоге заметку, в которой рассмотрел идею начала использования библиотеки Qt при разработке GUI-приложений для дистрибутива Ubuntu, который ранее базировался исключительно на технологиях GNOME/Gtk+. Canonical не намерена отказываться от Gtk+, но понимает, что одно решение не может угодить вкусам всех разработчиков и Ubuntu поддерживает несколько базовых тулкитов и фреймворков, но Qt явно заслуживает большего внимания и более тесной интеграции в инструментарий разработчиков Ubuntu.
Одним из основных мотивов использования Qt связан с тенденцией развития Ubuntu для мобильных устройств. Qt как нельзя лучше подходит в роли унифицированного для всех платформ инструмента, позволяющего создавать приложения быстро, просто и безболезненно (особенно в свете появления декларативного способа формирования интерфейса и стремительного развития среды разработки Qt Creator).
Некоторые доводы в пользу использования Qt:
* Qt имеет богатую историю поддержки встраиваемых платформ и архитектуры ARM, для которой приложения на базе Qt создаются уже на протяжении 10 лет. Последние два года в Ubuntu активно развивается поддержка архитектуры ARM, например, версия Ubuntu 10.10 поддерживает как никогда много различных ARM-плат, включая новейшие эталонные встраиваемые платформы от компаний Freescale, Marvell и Texas Instruments. OEM-производителям важно обеспечить полноценную поддержку современного оборудования без вхождения в зависимость от программной начинки. Qt, с учетом наличия оптимизаций для ARMv7, может выступать в роли единой программной платформы;
* Qt является кросс-платформенным фреймворком, официально поддерживает такие системы, как Windows, Symbian и MacOS X, и неофициально портирован для Android, iPhone и WebOS. Поддержка переносимости между платформами является одним из главных принципов разработки Qt. Так как быстрозагружаемое окружение Ubuntu Light нацелено на установку в качестве второй системы на компьютеры с Windows и поддерживает взаимодействие с телефонами на базе Android и iPhone, вопрос кросс-платформенности становится важен и для Ubuntu;
* В Qt имеется полноценный набор компонентов для работы с сенсорными экранами, поддержки мультитач и управления жестами, способный конкурировать с аналогичными инструментами Windows 7 и Mac OS X 10.6. Разработчики Ubuntu последнее время активно начали работать в этом направлении, но возможности Gtk+ пока существенно отстают.