PDA

Просмотр полной версии : Про мамбетов...(Московский комсомолец)


w819
03.08.2009, 22:38
Мамбеты. Кого мы так называем?
"Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…"

Алия МАМБЕТОВА, "МК в Казахстане",

Молодая казашка, родившаяся в Америке и приехавшая погостить в Алматы, приставала с расспросами:

– Слушай, объясни мне, пожалуйста, что такое "мамбетизм"? Я думала, что все "измы" знаю, а, оказывается, – нет. Слышала, как мужик в супермаркете возмущался: "Мамбетизм неискореним!" А таксист орал на "подрезающего" его водителя: "Мамбет!" Я так поняла, что это то же самое, что колхозник, или, как говорят у нас в Техасе, – redneck (красношеий). Но на Зеленом базаре один колхозник, торгующий овощами, обзывал мамбетом своего же коллегу-овощника. Значит, получается, что мамбет от мамбета отличается не по классовым признакам, а по каким-то другим? У нас рэднек – это тот, кто живет на ферме (колхозник, по-вашему). А у вас один колхозник обзывает другого мамбетом. Значит, он уверен, что сам не мамбет. Странно…

Я стала копаться в Интернете. Оказалось, что это очень больная тема, компромиссов тут нет, доходит до нецензурщины! Приводится несколько версий происхождения этого слова. От древнетюркского, означающего "коренное население", до видоизмененного имени пророка.

В силу нашего восточного менталитета – не замечать за собой плохого, мы о мамбетизме вслух не говорим. И в газетах не пишем. Хотя для горожан, и в первую очередь, алматинцев, а если быть совсем точным, для алматинских казахов, мамбетская тема – предмет для кухонных излияний желчи.

С легкой руки американской соплеменницы, я попыталась раскрыть тему. Объективности ради призвала в соавторы разных людей. На разговор они соглашались с готовностью, но своих фамилий просили не называть.

***

Нурлман К., финансист:

– Тема мамбетизма очень актуальна в наше время. Однако довольно щепетильная и болезненная для любого казаха. Я бы не стал говорить, что мамбеты – это только выходцы из аулов. Знаю много мамбетов из городской среды. Понимаешь, мамбет – это диагноз. Мамбетизм – это когда для человека внешние проявления важнее сути. Бедные мамбеты носят одежду псевдоадидас, а богатые мамбеты выстраивают себе особняки, которые просто вызывают оторопь. Один такой перед воротами поставил каменных львов, перед крыльцом – бронзовых барсов, а на козырьке второго этажа – мраморных орлов. На пятиметровом заборе у него – кованый герб с инициалами хозяина, и счастлив. Потрясенные взгляды гостей он искренне принимает за восхищение, а иронические замечания расценивает как проявление зависти.

Этот бывший чиновник, а ныне бизнесмен, устроил в своем доме настоящую картинную галерею. Если так можно назвать большое помещение, увешанное картинами весьма специфическими. Конечно, о вкусах не спорят, но обнаженные фигуристые красотки, возлежащие на ярко-оранжевых леопардах трехметрового размера… О! Это впечатляет! А убивает наповал такой шедевр: он – в образе Наполеона, в парадном мундире и на коне, она – в тронном платье императрицы Екатерины II.

– То, о чем ты рассказываешь, в России, например, считается темой "новых русских". Может, и твой пример – это из жизни "новых казахов"? Разбогатевшие малокультурные люди так распоряжаются своими материальными возможностями…

– Да, скорее всего. Наверное, это не очень удачный пример мамбетизма. Хотя быть "новым казахом" в анекдотическом понимании этого выражения – это тоже мамбетизм.

Мамбетизм простых людей – это агрессивное неприятие всего чужого и слепое почитание своего. Традиции и ритуалы порой навязываются именно с агрессией. Пару раз попадал в такие ситуации, когда подавался бесбармак, а к нему не подавались вилки. "Мы, казахи, бесбармак едим руками!" – со скрытым садизмом сообщалось растерянным городским казахам.

Или еще случай. Помню, проводилась конференция. В зале – представители разных национальностей. В президиуме – только казахи. Председатель президиума спокойно начинает читать свой доклад по-казахски. Доклад длинный. В какой-то момент из зала выкрикивают: "Мы не понимаем!" Председатель спокойно отвечает: "Вы живете в Казахстане – должны понимать". И продолжает читать доклад. Эту реплику многие в зале посчитали обидной, стали вставать со своих мест и покидать зал. Видя такое дело, председатель перестроился и продолжил доклад на вполне сносном русском.

Вот такое агрессивное навязывание своих правил я и считаю мамбетизмом. Конечно, я за то, чтобы каждый казахстанец знал казахский язык, но при помощи хамства не заставишь его выучить.

Мамбетизм – это лицемерие, подмена настоящих народных традиций каким-то суррогатом. Вот, например, девушка-продавщица на базаре суетится вокруг пожилой апашки в лучших правилах восточного почитания старших и в то же время бессовестно ее обдуривает.

Мамбетство – когда издалека приезжают к вам в гости и поселяются на неопределенное время, не считаясь ни с вашими планами, ни с вашими возможностями. Зачастую такие "родственники" по большому счету и вовсе не родственники. Про таких еще говорят: "Простота хуже воровства". Так вот, со всей широкой степной простотой такие люди считают, что от тебя не убудет, если они поживут пару-тройку месяцев, а может быть, и пару-тройку лет. В ауле-то жизни никакой нет…

Конечно, кто-то скажет, что вещизм, лицемерие, хамство свойственно и нам, алматинцам. И, наверное, я с ним соглашусь. В каждом из нас живет свой "мамбет". Но я стараюсь выдавить из себя мамбета. По капле.

***

Анвар С., бизнесмен:

– Знаешь, почему в казахском обществе возникла такая проблема, как мамбетизм? Потому что казахи – уникальная нация. Фактически за одно поколение мы сменили три формации: феодально-родовой строй, коммунизм, капитализм. Люди старшего поколения еще помнят, как кочевали со своими родителями, а их дети – уже владельцы заводов, газет, пароходов… Или же, наоборот, наемные работники, гнущие спину на эксплуататоров. В результате такого скачка многие понятия трансформировались, спрессовались и приняли причудливые, а порой и ****ливые формы.

Сознание еще не избавилось от патриархального образа мыслей, а ситуация требует современного мышления. Кто-то перестроился, кто-то не успел. И раздвоилась казахская нация. Прибавь к этому нашу национальную беду, трагедию – незнание городскими казахами родного языка. Вот эта трещина между двумя социумами одной нации и превратилась в пропасть. Прогрессивные казахи называют патриархальных мамбетами, а патриархальные прогрессивных – манкуртами. Мамбет, мамба, мамбик – значит отсталый. Манкурт – значит не желающий знать своих корней. Это из Чингиза Айтматова. У него в романе зомбировали людей, превращали в рабов и называли манкуртами.

– А себя ты относишь к мамбетам или к манкуртам?

– Я – манкурт, к сожалению.

– Сожалеешь, что не мамбет?

– Что ты?! (смеется и стучит по дереву).

– Ну а можно не быть мамбетом и не превращаться в манкурта?

– Конечно. Есть такие, кто прекрасно знает родной казахский язык и так же хорошо русский и английский. В меру придерживается лучших традиций и своего народа, и общемировых…

– Но, вероятно, таких людей не много, судя по тому, что ты считаешь проблему, о которой мы говорим, довольно острой?

– Увы… Об этом много уже говорилось и писалось. Когда я учился в школе, в почти миллионной тогда столице Алма-Ате была всего лишь пара казахских школ. Среда у алма-атинских детей-казахов была русскоязычная. И даже наши казахскоязычные родители старались говорить по-русски, чтобы совершенствовать главный в то время язык, без знания которого невозможно было выбиться в люди.

***

w819
03.08.2009, 22:39
Ерлан, студент:

– Я мамбетов вижу за километр. В те места, куда ходят мамбеты, я не хожу.

– А что, существуют такие места?

– Конечно. Город ведь поделен, алматинская молодежь прекрасно знает, какие кафе и дискотеки мамбетские, какие – нет. Ты когда-нибудь проходила вечером мимо общежития женского института, где учатся аульные девчонки? Нет? Тогда пройди для интереса, посмотри. Только аульные парни ждут своих девчонок. Городских среди них близко нет. Девушки выходят, и мамбетские парочки отправляются гулять. У них – своя среда. У нас – своя. Мы никогда их не впустим в свою компанию, а они – нас в свою среду, потому что мы не умеем сидеть на корточках и плеваться сквозь зубы.

– Получается, что у девушки из аула нет шансов выйти замуж за городского парня?

– Почти нет. Если разве только за старика. Или за мужика в возрасте, который позарится на молодую. А за парня-ровесника вряд ли. Представляешь, как на него будут смотреть его знакомые, друзья! Он женился на мамбе! У него что, крыша отъехала? А как можно жить, стесняясь перед всеми своей жены? Я и под дулом пистолета не женюсь на мамбетке!

– А разве не может быть девушка из аула симпатичной и неглупой?

– Не знаю, я к ним не присматривался. Если вижу, что мамбетка, сразу теряю интерес.

***

Канат Д., строитель:

– Два года назад я приехал в город из аула, но мамбетом себя не считаю. Хотя я живу в вагончике, шабашу на разных стройках, но стараюсь быть человеком. Содержу родителей, младших сестренок, учусь у кровельщика, чтобы хоть какую-то профессию получить. Вот я работал недавно на одного хозяина. У него крутой коттедж. Сам он себя считает культурным, а когда наступил расчет за работу, заплатил всего половину суммы. Нагло заявил: "Больше нету!" И выгнал нас. Он не мамбет, да? Он воспитанный городской интеллигент. Мы полгода на него пахали. За эти полгода у него самого, у жены и у сына были дни рождения. И на все праздники звал по сто человек гостей и устраивал мощные салюты. Это что, не мамбетизм – самому себе салют делать? В нашей бригаде никто материться не умеет, как его жена. Это тоже не мамбетизм, да? Тогда что такое мамбетизм – бедность, аульное происхождение и плохое образование. А жадность, грубость и подлость не считаются грехами, если человек городской и богатый?

***

Аскар М., преподаватель вуза:

– Я считаю, что проявление мамбетства – издавать книжки о своем роде, преувеличивать в них значение в истории собственных предков, приукрашивать события, наделять своих родственников несуществующими героическими качествами, талантами, расписывать подвиги, которых не было.

Мамбетизмом считаю чванство, бахвальство, нескромность. Один чиновник дарит дочке куклу в платье, расшитом бриллиантами, – вот это мамбетизм. Другой собирает важных гостей на свадьбе сына и поет им подхалимские дифирамбы, приписывая качества, которых и в помине нет. Каждому гостю дает такую оценку, будто тот является ключевой фигурой в истории государства. Гипертрофия собственной значимости и значимости своего окружения и преуменьшение значения других, не близких тебе людей – еще одна черта мамбета.

***

Сауле К., домохозяйка:

- Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки…

***

Давно укатила в свои Штаты любопытная американка с казахскими корнями, обозначившая тему, которую, наверное, невозможно раскрыть, разъяснить до конца и поставить точку. Потому, что у каждого свое понятие.И свое приятие или неприятие ее как таковой. Не выносить сор из своей избы – хорошее правило. Но куда его тогда девать в своей избе? Прятать и хранить, что ли?

22 января 2004

w819
03.08.2009, 22:40
оказывается и в алма-ата есть мамбеты 0_0

Jumper
03.08.2009, 23:48
оказывается и в алма-ата есть мамбеты 0_0

от них и пошло, наши слово украли

DCV
03.08.2009, 23:51
С казахами все понятно.
Кто такой мамбет в нашем понимании, т.е. у жителей РС?
"Некоторые" считают, что это приезжие люди из улусов, т.е. все улусники есть мамбеты. А когда спрашиваешь их почему, говорят: "Ну... они же из улуса, из деревни". Почему у нас в Якутии такой странный стереотип? Если человек из улуса, то обязательно мамбет.
Так кого же можно назвать мамбетом?

Dok
04.08.2009, 00:30
Мамбеты. Кого мы так называем?
"Мамбет приходит в дом, здоровается двумя руками, говорит с пафосом о национальной гордости, о патриотизме, о традициях, о религии… При этом у него воняют носки

вахахахахха

frik
04.08.2009, 00:33
это статья стара как какашка динозавра

Fanat_Azgara
04.08.2009, 02:54
Кто такой мамбет в нашем понимании, т.е. у жителей РС?
"Некоторые" считают, что это приезжие люди из улусов, т.е. все улусники есть мамбеты. А когда спрашиваешь их почему, говорят: "Ну... они же из улуса, из деревни". Почему у нас в Якутии такой странный стереотип? Если человек из улуса, то обязательно мамбет.
Так кого же можно назвать мамбетом?
Мамбет отличается излишним фанатизмом в деле защиты национальной культуры(причем его знание родной культуры ограничивается парой книжек прочитанных в детстве), родного языка.
Он не способен воспринимать (в случае Якутии) русскую культуру, что-либо русскоязычное вызывает резкое отвращение, неприязнь. При этом, западную культуру он впитывает как губка, почитая и уважая ее.

Проще всего выделить мамбета в пьяном виде - он поступает неразумно, задает глупые вопросы, весьма часто проявляет агрессию.

p.s: мамбеты не обязательно якуты.

KR_AndR01d
04.08.2009, 09:41
Мамбет в моём понимании это улусник, который преезжает в город поступет и на первом курсе вылетает, но он не возвращается домой, не пытается заново поступить, а становится гопником... вот как то так если в общих чертах.

Тень отца Гамлета
04.08.2009, 09:47
Мамбет в моём понимании это улусник, который преезжает в город поступет и на первом курсе вылетает, но он не возвращается домой, не пытается заново поступить, а становится гопником... вот как то так если в общих чертах.
зато они егэ сдают на 100 баллов ;)
на некоторых таких страшно даже смотреть: грязная одежда, опухшие лица

ThunderStorm|eNJ
04.08.2009, 12:09
зато они егэ сдают на 100 баллов ;)

Да, из улусов слишком много "стобальников", да и городские внезапно уходят в улус и возвращаются с 100 баллами. Это отдельная тема для разговора, вернемся к теме о мамбетах.
Мамбет в переводе "коренной житель" стал популярным словом у молодежи, но они не понимают сути слова, в последнее время я замечаю как многих саха(национальность) называют мамбетами, хотя они и не из деревни. В основном так называют людей, которые много-го не знают(например о высоких технологиях, сотовый, компьютер и т.д).
Я думаю что они ничем не отличаются от нас(городских), их нужно просто обучить.

elemeNt
04.08.2009, 12:44
Раньше использовал это слово, сейчас уже пореже, точнее очень редко. Полтора года учился в основном с парнями с улусов, узнал поближе, конечно, наши менталитеты различались, но в целом показались очень хорошими людьми. Конечно, некоторые были любители подраться, но в пределах разумного. Сам же я, наверно, не смогу дать точного определения:)

dork
04.08.2009, 13:29
Мамбет мамбету рознь.

Renovatio
04.08.2009, 14:53
Мамбет по моему это те кто постоянно бухают,не моются,базарят токо на мате и совершенно не знают даже основ культурности вот так вот.

dork
04.08.2009, 15:32
Мамбет по моему это те кто постоянно бухают,не моются,базарят токо на мате и совершенно не знают даже основ культурности вот так вот.

Я думал их бичами или бомжами называют.:106:

Micrate
04.08.2009, 16:15
Проще всего выделить мамбета в пьяном виде - он поступает неразумно, задает глупые вопросы, весьма часто проявляет агрессию.

p.s: мамбеты не обязательно якуты.

Согласен на 100%, да и в трезвом виде проявляют агрессию...

Uncle_L
04.08.2009, 16:56
Если прочесть внимательно два первых сообщения, то становится вполне понятно, что мамбет - это состояние души :blum:

DCV
04.08.2009, 16:57
кажется тема исчерпана

bafkah
04.08.2009, 18:13
сегодня меня мамбет бартанул Ж)))

Abibas
06.08.2009, 01:52
А где мамбеты тусуются? Я их чёта не вижу.

Тори
06.08.2009, 15:31
иногда вырывается у меня слово "мамбет"..это когда я вижу в жопу пьяного якута..который размахивает своими руками(якобы дерется..очень часто такое вижу),при этом выкрикивает какие нибудь непонятные мне слова(на якутском очевидно).

Abibas
06.08.2009, 16:41
Смешно. Один мамбет считает другого мамбетом. И еще смешнее то что каждый из них убежден в том что он не мамбет. И здесь это тоже наблюдается. 2 мамбета стоят и доказывают другому что они не мамбеты. А что до меня , то я ярый мамбет, самый мамбетский мамбет в худших проявлениях мамбетизма. =) Это слово особо модно у нынешней молодежи. Дебилизм. И что больше всего смешит то что городские якуты глубоко убеждены в том что они не мамбеты, и яростно ненавидят улусных мамбетов. И для нынешней городской молодежи если якут плохо разговаривает по русски (или вообще не говорит :)) то для них он будет 100% мамбетом. Глупцы. Чашки тупые потопите друг друга.

P.S московский комсомолец жалкая газетенка.

Так меньше газеты читать надо. И для какой молодёжи важны слова? Алла Мамбетова о мамбетах:)

scorpion666
07.08.2009, 18:40
В деревне мамбет, в городе гопник...
Мамбет это деревенская гопота.

KR_AndR01d
07.08.2009, 18:46
В деревне мамбет, в городе гопник...

Мамбет это городское слово и обитают они в городе, так что мамбет гопник из деревни.

w819
07.08.2009, 21:06
бывают ли мамбеты не в городе а в самой деревне - типа местный мамбет ?

D1aforD
08.08.2009, 20:54
Мамбет - человек безкультурный. Любит пить и взбившись в пьяную кучку, хочет доказать на сколько крут своему такому же товарищу, на каком нибудь прохожем. Не любит дратся один на один, если рядом нет его толпы. Короче человек, который старается казатся крутым, в сторону ****ганья.

D1aforD
08.08.2009, 20:57
И кстате выделится из толпы своими спортивными штанишками с новыми туфлями.

RBQN
09.08.2009, 04:08
Ага и встать в позу борца и прыгать под ноги во время драки ~_~ :P

gebu
09.08.2009, 13:35
Мамбет - человек безкультурный. Любит пить и взбившись в пьяную кучку, хочет доказать на сколько крут своему такому же товарищу, на каком нибудь прохожем. Не любит дратся один на один, если рядом нет его толпы. Короче человек, который старается казатся крутым, в сторону ****ганья.
А чо моего друга называют мамбетом? По национальности якут, не пьет, не курит(уникальный человек), культура на высоте, представьте очкарика=), дело в том, что молодежь все часто называют мамбетами якутов, не понимая сути слова, если человек с деревни - сразу мамбет, деградация.

D1aforD
09.08.2009, 20:40
А че ко мне то претензии на счет твоего друга? =) Что же сказать, просто за словами они не следят, употребляют слова, незная их смысла. Тоже стадо какое нибудь, "все так говорят и я тоже буду ."

Аццкая Сотона
10.08.2009, 12:08
Мамбет в г. Якутске понятие многогранное )

Тень отца Гамлета
10.08.2009, 13:00
есть еше такое понятие: мамбета включил.
это когда выпьешь и дохера смелый, ведешь себя по ****гански: из машины девкам ореш, ведешь себя не по теме и т.д.

Аццкая Сотона
11.08.2009, 01:22
есть еше такое понятие: мамбета включил.
это когда выпьешь и дохера смелый, ведешь себя по ****гански: из машины девкам ореш, ведешь себя не по теме и т.д.

Типа, синька - мамбет, чтоли? )))))) (синька - чмо)

Tm
11.08.2009, 02:19
Давненько не слышал слова мамбет. Все чаще слышу "Бас".

Abibas
11.08.2009, 07:55
С утра ходил гулять, искал мамбетов, так и не нашёл.

Весёлый Молочник
11.08.2009, 11:31
Кто же их с утра ищет. Выходи погулять вечером или ночью. Они тебя сами найдут. =)

Abibas
11.08.2009, 12:10
Кто же их с утра ищет. Выходи погулять вечером или ночью. Они тебя сами найдут. =)

Да и полночи с женой гуляли, красота на улице:) Всё тихо, мирно, ромашки везде. Водители все аккуратные. А коричневых уже нет:)

xriby
11.08.2009, 15:41
Перефразируя классика:
Мамбет... как много в этом звуке
Для сердца якутского слилось!
Как много в нем отозвалось!
:)