Fyl
15.10.2008, 02:06
Программа создания самолета 5-го поколения F-35, которая осуществляется в Соединенных Штатах на протяжении уже многих лет, испытывает серьезные трудности. Об этом со страниц известного английского журнала «Джейнс дефенс уикли» заявили три американских специалиста в области авиационной техники военного назначения Пьер Спрей, Джон Бойд и Эверест Риччони, статью которых разместил на своем сайте Центр оборонной информации (Center for Defense Information, США). Люди, причастные в свое время к рождению истребителя F-16, утверждают, что разработка F-35 «является самым неудачным предприятием, в котором все больше заметны очевидные признаки того, что оно оборачивается катастрофой».
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК НЕ ВПРОК
По мнению трех названных выше экспертов, политические деятели США затушевывают серьезные проблемы, существующие в вооруженных силах страны, и объявляют публичную критику недостатков, высказываемую в адрес Пентагона, неспособностью авторов подобных нелицеприятных высказываний «оказывать поддержку войскам». Законодатели, кандидаты в президенты и многие сотрудники различных мозговых центров Америки без устали заявляют, что вооруженные силы Соединенных Штатов являются «самыми лучшими в мире».
Однако на фоне «этой бессодержательной риторики», как заявляют эксперты, «уже в течение десятилетий идет процесс деградации» военной машины США. Она охватывает все виды вооруженных сил. Однако наиболее драматично этот процесс протекает в военно-воздушных силах. Здесь, по мнению Спрея, Бойда и Риччони, «вопреки острой необходимости в смене руководства, ничего не делается для того, чтобы выйти из достойного сожаления положения, в которое загнали себя ВВС».
Сегодня военно-воздушные силы США ежегодно расходуют более 150 млрд. долл. Это значительно превышает ассигнования, которые получало Министерство ВВС в период холодной войны. Но, несмотря на щедрую финансовую подпитку, численность самолетного парка американской тактической авиации в настоящее время значительно меньше, чем она когда-либо была с момента окончания Второй мировой войны. Вместе с тем, самолеты военной авиации существенно «постарели» и эксплуатируются значительно дольше, чем прежде.
После прихода в Белый дом Джорджа Буша-младшего в 2001 году ВВС получили мощные денежные вливания, с помощью которых предполагалось разрешить стоявшие перед ними проблемы. Проект бюджета военно-воздушных сил в период с 2001 по 2009 год предусматривал выделение 850 млрд. долл. На самом же деле в кассу военных авиаторов Америки на настоящий момент уже поступило свыше триллиона долларов. И это без учета дополнительных ассигнований, составляющих более 80 млрд. долл., которые предназначались на проведение операций в Ираке и Афганистане.
Но и после получения столь значительной финансовой помощи проблемы, стоявшие перед военно-воздушными силами США в 2001 году, не только не были решены и существуют доныне – более того, они только усугубились. Количество самолетов тактической авиации сократилось на 100 единиц, а их среднее время эксплуатации, по данным Контрольно-финансового управления Конгресса (GAO), возросло с 15 до 20 лет.
Первые официальные данные по оценке стоимости и необходимого количества истребителей F-35 Пентагон отправил на Капитолийский холм в 2001 году. Тогда Минобороны планировало закупку 2866 «Молний», а их общая стоимость оценивалась в 226 млрд. долл. При этом, по прикидкам военных аналитиков, закупочная цена каждого истребителя должна была составлять 79 млн. долл. США за каждый самолет. В самых последних выкладках Пентагона речь идет о приобретении меньшего количества самолетов (2456), однако их общая стоимость существенно возросла (299 млрд.). То есть относительно первоначальных расчетов цена каждого истребителя выросла на 54% и теперь составляет 122 млн. долл. Кроме того, на два года был продлен график поставок «Лайтнингов II».
«И это только начало остальных плохих новостей. Упомянутые выше увеличения цен и задержки в поставках представляют собой лишь известные на данный момент проблемы», – заявляют авторы статьи. Они полагают, что поскольку программа испытаний F-35 только начала реализовываться, говорить об успешности предыдущих этапов ее выполнения еще очень рано. Вполне вероятно появление множества дополнительных проблем, которые могут оказаться «более серьезными», чем существующие на настоящий момент сложности с созданием двигателя, разработкой системы управлением полетом, а также с электрическим и электронным оборудованием.
Специалисты вспомнили о случае с истребителем F-22 «Рэптор». В момент начала его испытаний в 1998 году Пентагон утверждал, что стоимость каждой машины не будет превышать 184 млн. долл. Однако сегодня она уже взлетела до 355 млн. Практически то же самое произошло и с многоцелевым истребителем F-111, который создавался для трех видов вооруженных сил. В ходе его разработок закупочная стоимость каждого самолета по сравнению с первоначальными оценками выросла в три раза, и Пентагон был вынужден вдвое сократить количество закупаемых машин.
Истребитель F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-111, и начинен в несколько раз большим количеством автоматизированных систем, чем F-22, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Рэптора». Поэтому, как считают авторы статьи, «повергающая в ужас перспектива удвоения стоимости одного самолета F-35 не представляется такой уж фантастической».
В настоящее время на серийное производство почти 100 самолетов F-35 в год Пентагон планирует тратить чуть более 10 млрд. долл. Однако, когда станет очевидным факт неизбежного роста цены каждого «Лайтнинга», Минобороны США, как это было с уже упоминавшимися истребителями, будет вынуждено существенно сократить объемы их закупок. А это, в свою очередь, не позволит расширить самолетный парк ВВС до такого количества новейших машин, в котором нуждаются военно-воздушные силы для решения стоящих перед ними задач.
Сегодня, как полагают эксперты, ВВС преследует очень простую цель. Они хотят заключить контракты на закупки как можно большего количества истребителей до завершения летных испытаний. На настоящий момент из программы испытаний исключены два опытных образца самолетов, а ее длительность была сокращена на несколько сотен летных часов. Пентагон планирует запустить в производство более 500 самолетов, хотя усеченная программа испытаний еще не завершена. Вряд ли предлагаемый подход как-то повлияет на ход выполнения программы, однако он может позволить военным скрыть существующие проблемы и создать такие условия, когда сокращение программы по производству самолета F-35 станет практически невозможным как на уровне Пентагона, так и на Капитолийском холме.
НЕИЗБЕЖНОЕ ФИАСКО
Но это еще далеко не все. Как утверждают критики программы, истребитель F-35, даже «если согласиться со всеми обещаниями в отношении тактико-технических характеристик этого самолета, которые в настоящее время делает МО», будет слишком тяжелым и маломощным. Новая машина обладает весьма низким коэффициентом тяговооруженности. При взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. А этот показатель для истребителя 5-го поколения должен быть существенно выше.
Кроме того, площадь несущих плоскостей F-35 в вариантах для ВВС и КМП будет составлять всего лишь 43 кв. м. Это явно недостаточно для обеспечения высокой маневренности истребителя и соответственно для его живучести. Как заявляют специалисты, «Лайтнинг II» является даже менее маневренным, чем печально известный истребитель F-105 «Лид След», который был буквально «стерт» с неба во время вьетнамской войны.
В отсеках истребителя F-35 размещается чуть более 900 кг бомб, что намного меньше, чем это было у американских машин этого класса в период военной кампании в Индокитае в 1960–1970-е годы. «Молнию», утверждают эксперты, нельзя причислить и к разряду первоклассных бомбардировщиков. При внешней подвеске дополнительных бомб он сразу же перестает быть «невидимкой». А Пентагон в течение ближайших нескольких лет даже не планирует проведение серьезных испытаний F-35 в таком варианте.
Не высоко отзываются специалисты и о возможностях F-35 по решению задач обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Этот истребитель, убеждены эксперты, является слишком скоростным, слабо защищен от огня зенитных средств противника, не имеет достаточного запаса бомб и ракет и очень уязвим в воздушном бою. Поэтому новый самолет будет не способен эффективно поддерживать армейские подразделения в течение длительного времени. Причем сейчас на вооружении военно-воздушных сил состоит самолет-штурмовик А-10, специально созданный для решения подобных задач, и в этом отношении он существенно превосходит «Лайтнинг II».
Что касается «невидимости» нового истребителя, как заявляют авторы статьи, вопрос его обнаружения решается не так уж и сложно. Дело всего лишь в том, какие типы радаров будут использоваться противником и под каким углом на «истребители-невидимки» будут направлены их антенны. Специалисты вспомнили случай с самолетом «стеллс» F-117, который был успешно сбит сербами в 1999 году с помощью ЗУР. Они также утверждают, что использование РЛС большой дальности и в высшей степени сложного электронного оборудования для обеспечения поражения воздушных целей вне зоны видимости не дает каких-либо гарантий эффективных действий в реальных боевых условиях. По мнению специалистов, электронное оборудование F-35, предназначенное для обеспечения поражения наземных целей, предполагает всего лишь более удобное управление имеющимися боеприпасами и контроль за их применением.
Эксперты считают, что полный перечень претензий к новому детищу Пентагона появится только после полномасштабного проведения летных испытаний. Они утверждают, что F-35 «является неудачным предприятием, демонстрирующим все признаки его превращения в катастрофу, сравнимую разве что с тем фиаско, которое потерпел самолет F-111 в 60-х годах прошлого столетия».
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК НЕ ВПРОК
По мнению трех названных выше экспертов, политические деятели США затушевывают серьезные проблемы, существующие в вооруженных силах страны, и объявляют публичную критику недостатков, высказываемую в адрес Пентагона, неспособностью авторов подобных нелицеприятных высказываний «оказывать поддержку войскам». Законодатели, кандидаты в президенты и многие сотрудники различных мозговых центров Америки без устали заявляют, что вооруженные силы Соединенных Штатов являются «самыми лучшими в мире».
Однако на фоне «этой бессодержательной риторики», как заявляют эксперты, «уже в течение десятилетий идет процесс деградации» военной машины США. Она охватывает все виды вооруженных сил. Однако наиболее драматично этот процесс протекает в военно-воздушных силах. Здесь, по мнению Спрея, Бойда и Риччони, «вопреки острой необходимости в смене руководства, ничего не делается для того, чтобы выйти из достойного сожаления положения, в которое загнали себя ВВС».
Сегодня военно-воздушные силы США ежегодно расходуют более 150 млрд. долл. Это значительно превышает ассигнования, которые получало Министерство ВВС в период холодной войны. Но, несмотря на щедрую финансовую подпитку, численность самолетного парка американской тактической авиации в настоящее время значительно меньше, чем она когда-либо была с момента окончания Второй мировой войны. Вместе с тем, самолеты военной авиации существенно «постарели» и эксплуатируются значительно дольше, чем прежде.
После прихода в Белый дом Джорджа Буша-младшего в 2001 году ВВС получили мощные денежные вливания, с помощью которых предполагалось разрешить стоявшие перед ними проблемы. Проект бюджета военно-воздушных сил в период с 2001 по 2009 год предусматривал выделение 850 млрд. долл. На самом же деле в кассу военных авиаторов Америки на настоящий момент уже поступило свыше триллиона долларов. И это без учета дополнительных ассигнований, составляющих более 80 млрд. долл., которые предназначались на проведение операций в Ираке и Афганистане.
Но и после получения столь значительной финансовой помощи проблемы, стоявшие перед военно-воздушными силами США в 2001 году, не только не были решены и существуют доныне – более того, они только усугубились. Количество самолетов тактической авиации сократилось на 100 единиц, а их среднее время эксплуатации, по данным Контрольно-финансового управления Конгресса (GAO), возросло с 15 до 20 лет.
Первые официальные данные по оценке стоимости и необходимого количества истребителей F-35 Пентагон отправил на Капитолийский холм в 2001 году. Тогда Минобороны планировало закупку 2866 «Молний», а их общая стоимость оценивалась в 226 млрд. долл. При этом, по прикидкам военных аналитиков, закупочная цена каждого истребителя должна была составлять 79 млн. долл. США за каждый самолет. В самых последних выкладках Пентагона речь идет о приобретении меньшего количества самолетов (2456), однако их общая стоимость существенно возросла (299 млрд.). То есть относительно первоначальных расчетов цена каждого истребителя выросла на 54% и теперь составляет 122 млн. долл. Кроме того, на два года был продлен график поставок «Лайтнингов II».
«И это только начало остальных плохих новостей. Упомянутые выше увеличения цен и задержки в поставках представляют собой лишь известные на данный момент проблемы», – заявляют авторы статьи. Они полагают, что поскольку программа испытаний F-35 только начала реализовываться, говорить об успешности предыдущих этапов ее выполнения еще очень рано. Вполне вероятно появление множества дополнительных проблем, которые могут оказаться «более серьезными», чем существующие на настоящий момент сложности с созданием двигателя, разработкой системы управлением полетом, а также с электрическим и электронным оборудованием.
Специалисты вспомнили о случае с истребителем F-22 «Рэптор». В момент начала его испытаний в 1998 году Пентагон утверждал, что стоимость каждой машины не будет превышать 184 млн. долл. Однако сегодня она уже взлетела до 355 млн. Практически то же самое произошло и с многоцелевым истребителем F-111, который создавался для трех видов вооруженных сил. В ходе его разработок закупочная стоимость каждого самолета по сравнению с первоначальными оценками выросла в три раза, и Пентагон был вынужден вдвое сократить количество закупаемых машин.
Истребитель F-35 является значительно более сложным изделием, чем F-111, и начинен в несколько раз большим количеством автоматизированных систем, чем F-22, объем программ управления которыми почти в пять раз превосходит аналогичные показатели «Рэптора». Поэтому, как считают авторы статьи, «повергающая в ужас перспектива удвоения стоимости одного самолета F-35 не представляется такой уж фантастической».
В настоящее время на серийное производство почти 100 самолетов F-35 в год Пентагон планирует тратить чуть более 10 млрд. долл. Однако, когда станет очевидным факт неизбежного роста цены каждого «Лайтнинга», Минобороны США, как это было с уже упоминавшимися истребителями, будет вынуждено существенно сократить объемы их закупок. А это, в свою очередь, не позволит расширить самолетный парк ВВС до такого количества новейших машин, в котором нуждаются военно-воздушные силы для решения стоящих перед ними задач.
Сегодня, как полагают эксперты, ВВС преследует очень простую цель. Они хотят заключить контракты на закупки как можно большего количества истребителей до завершения летных испытаний. На настоящий момент из программы испытаний исключены два опытных образца самолетов, а ее длительность была сокращена на несколько сотен летных часов. Пентагон планирует запустить в производство более 500 самолетов, хотя усеченная программа испытаний еще не завершена. Вряд ли предлагаемый подход как-то повлияет на ход выполнения программы, однако он может позволить военным скрыть существующие проблемы и создать такие условия, когда сокращение программы по производству самолета F-35 станет практически невозможным как на уровне Пентагона, так и на Капитолийском холме.
НЕИЗБЕЖНОЕ ФИАСКО
Но это еще далеко не все. Как утверждают критики программы, истребитель F-35, даже «если согласиться со всеми обещаниями в отношении тактико-технических характеристик этого самолета, которые в настоящее время делает МО», будет слишком тяжелым и маломощным. Новая машина обладает весьма низким коэффициентом тяговооруженности. При взлетном весе в 22,45 тонны номинальная тяга самолета составляет всего лишь 19,05 тонны. А этот показатель для истребителя 5-го поколения должен быть существенно выше.
Кроме того, площадь несущих плоскостей F-35 в вариантах для ВВС и КМП будет составлять всего лишь 43 кв. м. Это явно недостаточно для обеспечения высокой маневренности истребителя и соответственно для его живучести. Как заявляют специалисты, «Лайтнинг II» является даже менее маневренным, чем печально известный истребитель F-105 «Лид След», который был буквально «стерт» с неба во время вьетнамской войны.
В отсеках истребителя F-35 размещается чуть более 900 кг бомб, что намного меньше, чем это было у американских машин этого класса в период военной кампании в Индокитае в 1960–1970-е годы. «Молнию», утверждают эксперты, нельзя причислить и к разряду первоклассных бомбардировщиков. При внешней подвеске дополнительных бомб он сразу же перестает быть «невидимкой». А Пентагон в течение ближайших нескольких лет даже не планирует проведение серьезных испытаний F-35 в таком варианте.
Не высоко отзываются специалисты и о возможностях F-35 по решению задач обеспечения непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Этот истребитель, убеждены эксперты, является слишком скоростным, слабо защищен от огня зенитных средств противника, не имеет достаточного запаса бомб и ракет и очень уязвим в воздушном бою. Поэтому новый самолет будет не способен эффективно поддерживать армейские подразделения в течение длительного времени. Причем сейчас на вооружении военно-воздушных сил состоит самолет-штурмовик А-10, специально созданный для решения подобных задач, и в этом отношении он существенно превосходит «Лайтнинг II».
Что касается «невидимости» нового истребителя, как заявляют авторы статьи, вопрос его обнаружения решается не так уж и сложно. Дело всего лишь в том, какие типы радаров будут использоваться противником и под каким углом на «истребители-невидимки» будут направлены их антенны. Специалисты вспомнили случай с самолетом «стеллс» F-117, который был успешно сбит сербами в 1999 году с помощью ЗУР. Они также утверждают, что использование РЛС большой дальности и в высшей степени сложного электронного оборудования для обеспечения поражения воздушных целей вне зоны видимости не дает каких-либо гарантий эффективных действий в реальных боевых условиях. По мнению специалистов, электронное оборудование F-35, предназначенное для обеспечения поражения наземных целей, предполагает всего лишь более удобное управление имеющимися боеприпасами и контроль за их применением.
Эксперты считают, что полный перечень претензий к новому детищу Пентагона появится только после полномасштабного проведения летных испытаний. Они утверждают, что F-35 «является неудачным предприятием, демонстрирующим все признаки его превращения в катастрофу, сравнимую разве что с тем фиаско, которое потерпел самолет F-111 в 60-х годах прошлого столетия».