PDA

Просмотр полной версии : "маленькие люди" в литературе


halan
28.04.2008, 22:04
читаю рассылкуДобротно издает еженедельный журнал «Огонёк» свои литературные приложения, вообще уровень "Огонька" снова стал высоким, с нетерпением жду очередного номера, расцвет жанра, слава Богу. Под рукой – «Собрание сочинений» Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925). Шесть томов. Ночью читал Том 3 (Составил, подготовил текст, комментировал Станислав Степанович Никоненко. – Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 528 стр.). В Том 3 вошли сборники – «Рассказы для выздоравливающих» (1912), «Черным по белому» (1913), «О хороших, в сущности, людях» (1914), а также рассказы из «Дешевой юмористической библиотеки «Сатирикона» и «Нового Сатирикона»» (1910-1914).

Читал-читал, а радости от прочитанного не получил. Главное – нет новой информации. Описаны типовые житейские ситуации на все времена, которые легко классифицируются и заранее известны и потому малоинтересны. Герой Аверченко – хайдеггеровский Das Man, а интересны мне субъектники, то есть те, кто делают историю. А объектники Аверченко – жертвы обстоятельств, в пределе «чарли чаплины» со смешными попытками по-обезьянски самоутвердиться. Утомительно одолевать рассказы о перипетиях их жизни. Уставали глаза и тянуло в сон. И быстро забывалось прочитанное.

Достойно ли писать историю Das Man, «маленьких людей»? действительно, в литературе полно таких несчастных "маленьких людей". Чем они вам интересны? Почему полезно читать про них, почему вы в свое время читали про таких?

lsmod
28.04.2008, 23:10
Чем они вам интересны? Пожалуй тем же, чем и упомянутый Чарли: не всякий ощущает себя "тем, кто делает историю".

Кроме того, необходимо учитывать, что само определение "маленький человек" сущностно можно отнести к литературным сочинениям начиная с XIX века, в русской литературе начиная с Пушкина, примерно. Т.е. это, так или иначе, явление не столько литературное и психологическое, сколько социально-историческое. Неслучайно сам тип "маленького человека" появляется в литературе накануне и во время возникновения нового типа общества - массового, индустриального общества и широкого распространения образования (грамотности). Тут возникает как раз ощущение "несубъектности" у значительной части населения. Сравните, например, "Бедную Лизу" Карамзина и "Шинель" Гоголя. У Карамзина крестьянка - не "маленький человек", а скорее обретающий "субъектность" ранее не воспринимаемый таким образом социальный тип. А у Гоголя - классический "маленький человек", который не делает историю, а с которым история случилась, смяв и уничтожив его мотыльковое существование. Тут как раз и существенна стадиальная разница - несколько десятков лет.

Более того, сам тип существенно изменился с течением времени. В русской литературе от "маленького человека" Гоголя и Достоевского до Чеховского чиновника Червякова - дистанция огромного размера. А у Аверченко или, что более показательно, - Зощенко этот тип уже становится в полном смысле слова "человеком-массой". У последнего это уже полная потеря индивидуальности, начиная с физиономии и кончая языком. Это уже ХХ век, да.

Вот такую вот параболу очертил литературный тип.

Пчему полезно читать про них, А почему читать про них должно быть полезно? Не хотите - не читайте. Читать вообще вредно: зрение портится.

почему вы в свое время читали про таких?Потому что сочинения "про таких" были в школьной программе.

halan
29.04.2008, 07:45
глубоко вспахали! Спасибо.
Вы пишете "не всякий ощущает себя тем кто делает историю". Да, соглашусь, но не всякий из них способен себе признаться в этом, или даже так - не всякий задумывается об этом. А если даже признает себя таковым - всё равно в мечтах видит себя будущим вершителем, либо на худой конец лелеет из сына /дочери такого человека. Только единицы (еще раз подчеркиваю - из тех, кто задумался над этим) понимают, знают, и довольны таким своим положением (бывают "низкие" - просто нет честолюбия, а бывают "высокие" - философы или скажем глубоко верующие).
Я понимаю писателей, пишущих на эти темы - это их волнует. Они исследуют явление. Но почему они становятся востребованы читателем? Массовым. Насколько "виновата" в этом приведенная Вами индустриализация, или социальные катаклизмы (а может наоборот - медленное, "болотное", без потрясений общество? стабилизец?).
А почему Вы считаете распространение грамотности имеющим отношение к этому явлению? Только ли потому что к литературе приобщились социальные низы?

jabo
12.05.2008, 15:58
Прочитай полностью : Это мне прислал один человек и я пересылаю тебе! ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СБЫЛОСЬ. КИТАЙСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ. Можно купить дом,но не очаг; можно купить кровать, но не сон; можно купить часы, но не время; можно купить книгу, но не знание; можно купить положение, но не уважение; можно заплатить за доктора, но не за здоровье можно купить душу, но не жизнь; можно купить секс, но не любовь. Китайское наставление приносит удачу. Оригинал хранится в Нидерландах. Это наставление уже восемь раз облетело вокруг мира. И, однако же, на этот раз оно принесет удачу тебе. После получения этого письма ты станешь счастливым. Это не шутка. К тебе придет удача. Перешли по почте или Интернету это письмо тем людям, которые нуждаются в счастье. Не посылай деньги, потому что счастье не купишь. Не храни письмо более 96 часов, в течение этого времени его нужно переслать. Несколько примеров того, что произошло: Константин получил письмо в 1953 году и попросил свою секретаршу сделать с него 20 копий; через 9 дней он выиграл 9 миллионов марок в национальную лотерею. В 1967 году Бруно получил это письмо и со смехом выбросил его. Через несколько дней у него заболел сын. Он отыскал письмо, сделал с него 20 копий и разослал их; через девять дней он получил известие о том, что его сын выздоровел. В 1987 году письмо получил молодой калифорниец, который заметил, что оно было неразборчиво написано. Он пообещал себе перепечатать его на машинке, однако отложил это на потом. То есть он не освободился от письма в последующие 96 часов. Позже он переписал и переслал его, как и было обещано, и получил новый автомобиль. Впоследствии он переслал его, продолжив счастливую цепочку. Не забудь, не посылай деньги и не подписывай письма. Просто пошли 20 копий и подожди, чтобы увидеть, что случиться через несколько дней. Наставление было написано миссионером с Антильских островов. Я посылаю его тебе, потому что ты должен помочь ему обойти вокруг Земли. Пошли 20 копий своим знакомым, друзьям и подругам. Спустя несколько дней ты получишь добрые известия или у тебя случиться сюрприз. Это правда, даже если ты не суеверен. Этот листок был послан в качестве удачи. Благодаря кому-то, кто любит тебя, счастье сохраниться от твоей пересылки Удача придет к тебе примерно в течение 4 дней после получения этого письма, которое предназначалось тебе. Счастье пришло из Венесуэлы, и оно было написано Антони де Крудом, южноафриканским миссионером. Теперь твоя очередь переслать его. Не храни письмо, оно должно покинуть твои руки в течение 96 часов. Я прошу тебя послать копии, и ты увидишь, что случиться в течении 4 дней. НЕ ПОСЫЛАЙ ДЕНЬГИ, НЕ ЗАБУДЬ ОБ ЭТОМ ПИСЬМЕ. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЕТ. Следуйте инструкции, и произойдет что-то хорошее. Когда в первый раз Анна Вичерт получила это письмо, она проигнорировала его и неделю спустя от нее ушла ее любовь. Эта пересылка началась в 1887 году. В течение часа вы должны послать его 20 людям. Это просто, нужно всего лишь заглянуть в какой-нибудь чат и найти адреса. Потом произойдет такая вещь: вы скажете имя человека, который вам нравится или которого вы любите, и он скажет "Я люблю тебя" или пригласит на свидание. Если вы проигнорируйте это письмо, вас покинет удача в отношениях на 7 лет! Не забудьте, это письмо нужно послать 20 людям в течение одного часа! Удачи!. Обратно не отсылать